1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
2. Утратил силу.
3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Комментарий к Ст. 65 ГК РФ
1. Особым случаем прекращения юридического лица (далее ЮЛ) является его ликвидация в результате банкротства. Банкротство несостоятельного должника выполняет важную роль, поскольку позволяет восстановить нарушенные права кредиторов, хотя и не всегда. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) ЮЛ ликвидация прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации при возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, речь идет о Законе о банкротстве (несостоятельности).
Таким образом, регулирование отношений, связанных с банкротством ЮЛ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно п. 1 комментируемой статьи не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):
- казенные предприятия;
- учреждения;
- политические партии;
- религиозные организации.
Также в указанном пункте установлено, что государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание, а фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Установлен также запрет на банкротство публично-правовых компаний. Под последними понимаются унитарные некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенные функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющие свою деятельность в интересах государства и общества.
Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
2. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), а также порядок ликвидации такого ЮЛ устанавливаются Законом о банкротстве. При этом требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, названный выше Закон применяется с особенностями, установленными
Законом о банкротстве кредитных организаций. Закон о банкротстве предусматривает возможность применения к неплатежеспособному ЮЛ не только процедур, имеющих следствием ликвидацию юридического лица, но и комплекса мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности юридического лица.
Основная черта процедур банкротства состоит в том, что они преследуют цель удовлетворения общих интересов кредиторов, в том числе и за счет интересов отдельных кредиторов, как индивидуальных истцов. Применение указанных процедур по общему правилу имеет следующие последствия: передача всех дел должника в ведение специально назначаемого лица (арбитражного управляющего); объединение активов ЮЛ в единое целое (имущество должника или конкурсную массу); формирование единого коллектива кредиторов (собрание кредиторов); прекращение индивидуального удовлетворения требований кредиторов; предоставление всем кредиторам равных условий удовлетворения их требований в соответствии с установленными законом очередностью и принципами.
3. Судебная практика:
- Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" (см. п. 1);
- Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 N 19АП-1082/2016 по делу N А08-4629/2015 (о признании ООО несостоятельным (банкротом));
- Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2016 N 18АП-2185/2016 по делу N А07-21455/2015 (об отмене Определения об отказе во введении процедуры наблюдения);
- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 N 02АП-8608/2015 по делу N А28-5696/2015 (о признании незаконным отказа в предоставлении сведений конкурсному управляющему).