1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
4. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.
В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Комментарий к Ст. 279 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, согласно которой основания и порядок изъятия земельных участков (далее ЗУ) для государственных нужд устанавливаются земельным законодательством. В соответствии со ст. 49 ЗК земельные участки могут быть изъяты для государственных нужд, если это необходимо для исполнения международных договоров, строительства, реконструкции объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения, перечисленных в подп. 2 ч. 1 ст. 49 ЗК, при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Изъятие ЗУ для государственных и муниципальных нужд возможно и по иным основаниям, предусмотренным законом. К примеру, возможность принудительного изъятия земельных участков для государственных нужд предусматривалась при строительстве олимпийских объектов в процессе подготовки к проведению XXII зимних Олимпийских игр. Порядок изъятия ЗУ для государственных и муниципальных нужд установлен главой VII.1 ЗК.
2. Для изъятия земельного участка необходимо принятие решения об этом уполномоченного органа того публично-правового образования, для нужд которого изымается земля. Такое решение может принять федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления. Уполномоченный орган, порядок подготовки и принятия решения об изъятии ЗУ для государственных и муниципальных нужд согласно ч. 2 п. 2 ст. 279 определяются земельным законодательством. Порядок изъятия земельных участков устанавливается, как правило, региональным законодательством. На федеральном уровне подробно урегулирована только процедура выбора земельного участка для строительства (ст. 31 ЗК РФ), поэтому она применяется по аналогии и к другим случаям изъятия ЗУ для государственных и муниципальных нужд.
Выбор конкретного земельного участка, подходящего для удовлетворения публично-правовых нужд, осуществляется органами местного самоуправления. Решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается уполномоченным органом того публично-правового образования, для нужд которого производится изъятие. Решение об изъятии ЗУ для государственных и муниципальных нужд само по себе не влечет правовых последствий. Согласно принципу предварительного возмещения решение об изъятии не дает права на изъятие до момента фактической выплаты выкупной платы. Кроме того, должна быть соблюдена определенная процедура, чтобы решение вступило в силу и наложило на ЗУ определенные ограничения до момента выкупа.
3. Решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд является основанием для заключения публичным образованием с собственником земельного участка соглашения о цене, сроках и других условиях выкупа. Соглашение должно быть подготовлено в установленном ст. 56.7 ЗК порядке. Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, указанные вопросы решаются в судебном порядке.
Иск о принудительном изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд может быть подан только по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем ЗУ соглашения об изъятии, поскольку в течение указанного срока существует возможность обжалования собственником принятого решения.
4. В п. 4 комментируемой статьи определены следующие условия прекращения и сохранения обременений на изымаемый для государственных или муниципальных нужд земельный участок:
1) со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого ЗУ, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка;
2) сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого ЗУ на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие ЗУ. О целевом назначении земель см. ст. 7 ЗК РФ.
5. С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о решении об изъятии, но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых ЗУ и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (п. п. 2, 4 ст. 56.10 ЗК РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении со дня получения его копии или со дня возврата отправителю в установленном законодательством о почтовой связи порядке.
В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.
При отсутствии сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном п. 10 ст. 56.6 ЗК. Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию ЗУ у собственника, влечет за собой отказ в иске органу государственной власти о выкупе земельного участка.
6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии ЗУ и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (см. подробнее ст. ст. 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (см. комментарий к ст. 282 ГК РФ).
7. Применимое законодательство: - ЗК РФ; - ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; - ФЗ от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; - ФЗ от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
8. Судебная практика:
- постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11;
- постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2379/11 по делу N А40-96790/09-7-743;
- определение ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-8192/11 по делу N А41-8980/10;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2011 по делу N А32-5485/2010;
- постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2007 по делу N А56-38300/2006.