1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Комментарий к Ст. 23 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена предпринимательской деятельности гражданина - частному случаю предпринимательской деятельности, которая отнесена к ведению гражданского законодательства, а право на ее осуществление - элемент содержания правоспособности гражданина (абз. 3 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК).
Предпринимательская право- и дееспособность гражданина возникают одновременно: право на предпринимательскую деятельность может быть реализовано только самостоятельно, а потому исключены случаи, когда бы возможности правоспособного, но еще не дееспособного гражданина восполняли действия его дееспособных законных представителей. Закон не определяет момент возникновения единой предпринимательской право- и дееспособности, но разрешает заниматься предпринимательством (и регистрироваться в качестве предпринимателя) несовершеннолетним, для чего необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителя либо документ, подтверждающий наличие полной дееспособности (подп. "з" п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц).
Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23), которую обеспечивают Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы (см. Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961)) с изм. (далее - регистрация, предприниматель).
Регистрация предпринимателя основывается на его заявлении и решении налогового органа и сопровождается включением данных о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), который ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым, кроме отдельных сведений, доступ к которым ограничен (см. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238)).
2. Государственная регистрация предпринимателя производится по его заявлению, которое может быть послано и почтой. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Регистрация производится в течение 5 дней после поступления документов. Основанием отказа может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Порядок выдачи лицензии определен Законом о лицензировании. Отказ или уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационной пошлины ему выдается документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, удостоверяющий право на предпринимательскую деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указываются виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель.
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, до 1 января 2005 г. обязано предъявить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы, указанные в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ, для внесения его в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В случае неисполнения этого положения государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу.
3. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию, не приобретает в связи с этим статуса предпринимателя. Он утрачивает свой статус и с момента прекращения действия государственной регистрации, по истечении установленного срока, с момента аннулирования государственной регистрации и т.п. После этого его предпринимательская деятельность считается незаконной и влечет ответственность перед налоговыми органами в виде штрафа, а в некоторых случаях - и лишения свободы (ст. 171, 172 УК). Ответственность за неисполнение гражданско-правовых обязательств, вытекающих из коммерческой деятельности, наступает по правилам об ответственности за предпринимательскую деятельность. В таких случаях согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 споры с участием граждан, в т.ч. связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 22 ГПК подведомственны суду общей юрисдикции. Однако суд при разрешении спора может применить положения ГК об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью. Эти положения содержатся в ст. 310, 315, 322, в п. 3 ст. 401 (см. коммент. к ним) и предусматривают, в частности, более строгую ответственность предпринимателя.
4. Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность. Следовательно, самостоятельно заниматься этим граждане могут по достижении 18 лет (ст. 21 ГК), если они не лишены дееспособности по состоянию здоровья (см. ст. 29 и коммент. к ней), не ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (см. ст. 30 и коммент. к ней). Последние могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным (ст. 21 ГК) и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. То же относится к эмансипированным (см. ст. 27 и коммент. к ней), которые занимаются предпринимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст. 13 Закона об оружии).
5. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (см. ст. 49 и коммент. к ней). Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что вытекает из ст. 2 ГК. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в действие ГК коммерческие организации могут создаваться исключительно "в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них в гл. 4 ГК" (см. ст. 6 Вводного закона и коммент. к ней).
Существовавшие на основании Закона РСФСР от 24.12.90 "О собственности в РСФСР", который утратил силу, индивидуальные (семейные) частные предприятия должны были быть до 1 июля 1999 г. преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы. При этом следует учитывать, что согласно ст. 66 ГК хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое является его единственным участником. Не преобразованные до указанного срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 115, 296, 297), с учетом того, что собственником их имущества являются их учредители - граждане.
6. Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК).
В практике арбитражных судов возник вопрос, означает ли приравнивание правоспособности индивидуального предпринимателя к правоспособности коммерческой организации необходимость письменной формы сделки при заключении договора простого товарищества в соответствии со ст. 161 (см. коммент. к ней). По конкретному делу суд установил, что два предпринимателя заключили устный договор о строительстве и эксплуатации торгового павильона, а затем между ними возник спор о праве собственности на павильон. Арбитражный суд, основываясь на лично-договорном характере отношений участников, наличии многих доказательств заключения соглашения и исходя из целей обеспечения устойчивости гражданского оборота, признал наличие договора простого товарищества и создание на его основе общей собственности участников в равных долях.
И в других случаях правоспособность индивидуального предпринимателя определяется в первую очередь тем, что он является гражданином. Он может иметь в собственности только то имущество, которым вправе обладать граждане, может работать в государственных и частных организациях, наследовать и завещать имущество и иметь другие имущественные и неимущественные права, которыми обладают физические лица. Хозяйственная деятельность индивидуальных предпринимателей стимулируется государственными мерами, направленными на развитие и поддержку малого бизнеса.
Федеральным законом от 25.06.2002 N 72-ФЗ (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2518) внесены изменения в ст. 169 и 171 УК, устанавливающие, что воспрепятствование законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя является уголовным преступлением. К таким преступным действиям относятся неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо уклонение от регистрации, неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности и другие ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя либо незаконное вмешательство в его деятельность, если эти действия совершены должностным лицом с превышением его служебного положения.
7. Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) представляет собой особую форму хозяйствования, присущую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств законодатель предоставил две модели существования. Как и ранее, любое физическое лицо вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В таких случаях главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Именно об этом идет речь в п. 5 комментируемой статьи.
Законом, о котором идет речь выше, является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Со дня вступления в силу Закона утратил силу действовавший ранее Закон РСФСР от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). Тогда имущество фермерского хозяйства находится в индивидуальной собственности этого гражданина.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства - это не все имущество членов хозяйства, но только то имущество, которое необходимо для осуществления его деятельности.
В то же время в ГК появилась ст. 86.1 (см. комментарий к ней), согласно которой граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон РСФСР от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" допускал создание крестьянского (фермерского) хозяйства самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Немалое количество крестьянских (фермерских) хозяйств было создано на основании указанного Закона. В связи с этим в п. 7 ст. 2 переходных положений ФЗ от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" было сказано, что "со дня официального опубликования настоящего Федерального закона к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подлежат применению правила статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.