1. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
2. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
3. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
4. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.
Комментарий к Ст. 969 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает отдельный вид обязательного страхования — обязательное государственное страхование, которое, так же как и любое из специально устанавливаемых видов обязательного страхования, должно быть предусмотрено законом. Вместе с тем в статье установлены ряд признаков, отграничивающих данный вид страхования от других видов обязательного страхования. К таким признакам следует отнести:
— устанавливаемый законом круг лиц, подлежащих обязательному государственному страхованию;
— ограниченный круг органов государственной власти, которые вправе выступать страхователями;
— специальный источник финансирования, а также фиксированный размер страховой премии;
— закрытый перечень объектов страхования;
— особенности возникновения отношений по страхованию;
— ограниченный круг страховщиков либо в установленных случаях особый порядок их выбора.
2. Прежде всего следует отметить достаточно узкий круг лиц, на которых распространяется обязательное государственное страхование. К ним отнесены, с одной стороны, государственные служащие, с другой — конкретные категории служащих, на которых распространяется такое страхование и которые должны быть указаны в федеральном законе. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <1> должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, воинские должности, должности правоохранительной службы. При этом должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Федерации о государственной гражданской службе субъектов Федерации.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
Как уже отмечалось, согласно комментируемой статье обязательное государственное страхование соответствующих категорий государственных служащих должно быть установлено федеральным законом. Вместе с тем, учитывая, что категории государственных служащих субъектов Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Федерации, определение данных категорий федеральным законом для целей страхования представляется совершенно неоправданным и затруднительным в реализации. Не привносит ясности в этот вопрос и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1>, согласно п. 7 ч. 1 ст. 52 которого одной из установленных основных государственных гарантий гражданских служащих выступают выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных, соответственно, федеральными законами и законами субъектов Федерации <2>.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<2> В данном случае обеспечивается взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов исходя из единства системы государственной службы РФ, принципов ее построения и функционирования, в том числе соотносительности основных государственных социальных гарантий.
В некоторых субъектах Федерации приняты законы об обязательном государственном страховании жизни, здоровья государственных служащих. В качестве примера можно отметить Закон Ленинградской области от 13 октября 2006 г. N 119-оз «О выплатах по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ленинградской области» <1>, в котором определены конкретные категории государственных служащих, страхователь в лице данного субъекта Федерации, государственные органы, выступающие от имени Ленинградской области страхователями, источник финансирования и размер страховой премии, порядок выбора страховщиков и другие признаки обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих данного субъекта Федерации.
———————————
<1> Вестник Закон. собр. Ленингр. обл. 2006. Вып. 28.
Следует отметь, что для целей обеспечения страхования лиц, не являющихся государственными служащими, специальным законом об обязательном государственном страховании предусматривается приравнивание к государственным служащим иных групп граждан. В частности, обязательное государственное страхование лиц, не относящихся к государственным служащим, установлено Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <1>, они устанавливают обязательное государственное страхование, помимо государственных служащих, также арбитражных и присяжных заседателей.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
3. В качестве второго признака обязательного государственного страхования следует отметить императивно установленное ограничение по кругу страхователей, которыми вправе выступать только федеральные органы исполнительной власти. В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 <1>, к федеральным органам исполнительной власти отнесены федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Вместе с тем государственная служба предусмотрена не только в федеральных органах исполнительной власти. Кроме того, обязательное государственное страхование может быть установлено в отношении государственных служащих, не имеющих отношения к указанным органам исполнительной власти. Поэтому совершенно необъяснимо, как указанные органы должны выступать страхователями, к примеру, в отношении судей либо депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, обязательное государственное страхование которых предусмотрено соответственно Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» <2> и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» <3> (далее — Закон о статусе депутатов). Это подтверждается и сложившейся практикой. Так, в системе судов общей юрисдикции обязательное государственное страхование жизни и здоровья судей за счет средств федерального бюджета осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации — соответствующие аппараты палат Федерального Собрания РФ.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
<3> Собрание законодательства РФ. 1994. N 2. Ст. 74.
4. В качестве третьего признака обязательного государственного страхования следует назвать специальный источник финансирования обязательного государственного страхования. Таким источником определен соответствующий бюджет министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Понятно, что в данном случае речь идет о средствах федерального бюджета, который должен учитывать расходы на осуществление мероприятий по обязательному государственному страхованию. Следует отметить, что действующий федеральный бюджет, в отличие от непосредственно установленных расходов на обязательное социальное или медицинское страхование, не предусматривает таких расходов на реализацию обязательного государственного страхования.
Отдельным признаком выступает устанавливаемый законом или иным правовым актом размер выплат страховщику. Установление такого требования вполне обоснованно, учитывая, что фиксированный размер выплат страховщику, т.е. страховой премии, необходим для осуществления обоснованных расчетов и закрепления конкретных размеров расходов на эти цели в соответствующем бюджете.
5. К объектам страхования комментируемой статьей отнесены только жизнь, здоровье и имущество государственных служащих. В данном случае перечень объектов страхования не подлежит расширению, но может быть сужен в соответствии со специальными законами, предусматривающими обязательное государственное страхование. К примеру, согласно п. «е» ч. 3 ст. 2 Закона о статусе депутатов к социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы отнесено обязательное государственное страхование названных лиц на случай причинения вреда как здоровью, так и имуществу. Однако специальная ст. 22 Закона о статусе депутатов, которой устанавливается обязательное государственное страхование члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, предусматривает только страхование жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. Соответственно, положение о гарантированном обязательном государственном страховании имущества указанных лиц можно рассматривать только как декларацию.
6. Как уже отмечалось, обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества конкретных категорий государственных служащих устанавливается законом. Основанием же возникновения отношений по такому страхованию является либо сам закон или иной правовой акт, либо договор страхования, который заключается в порядке, установленном соответственно законом или правовым актом. Следует отметить, что возникновение отношений по обязательному государственному страхованию на основании закона (как и правового акта) допускается, если страховщиком выступает исключительно государственная организация, причем не обязательно являющаяся страховой.
Для выгодоприобретателя определение основания возникновения обязательного государственного страхования, т.е. на основании закона (правового акта) или договора страхователя со страховщиком, не имеет существенного значения. В данном случае следует учитывать, что правила, предусмотренные комментируемой главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено специальными законами (правовыми актами) о таком страховании, а также не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию. Поэтому неисполнение страхователем или страховщиком обязанностей по обязательному государственному страхованию не освобождает последних от выплат соответствующему государственному служащему. В этой связи можно отметить Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П <1>, в котором в том числе отмечается, что «несвоевременная выплата застрахованным лицам страховых сумм по договору обязательного государственного страхования затрагивает широкий круг их прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, в частности ее статьями 7, 35, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), реализация которых связана в том числе с предоставляемым государством страховым обеспечением, создает угрозу нарушения этих прав и свобод. Сама по себе задержка внесения страхователем страховых взносов — в силу природы и предназначения данного вида страхования, необходимости обеспечения гарантий прав застрахованных лиц, а также с учетом того, что страховщик и страхователь (государство), вступая в правоотношения по осуществлению обязательного государственного страхования, действуют на взаимовыгодной основе, — не должна препятствовать реализации застрахованными лицами права своевременно и в полном объеме получить страховые суммы, поскольку для страховщика не исключена возможность перестрахования подобных рисков, предъявления исковых требований об исполнении обязательств, регрессных требований к страхователю и казне и т.д. В противном случае искажается существо как самого права застрахованных лиц, так и обязанности государства по его обеспечению».
———————————
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 1. Ст. 152.