Статья 737. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе

1. В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества — пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

2. В случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества — пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.

3. При невыполнении подрядчиком требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Комментарий к Ст. 737 ГК РФ

В комментируемой статье определяются ряд правовых последствий обнаружения недостатков выполненной работы. Однако данные последствия установлены здесь не в исчерпывающем виде. В результате обнаружения недостатков результата работы могут наступать и иные последствия, предусмотренные законом и договором, в первую очередь — это применение в отношении подрядчика мер юридической ответственности (компенсация морального вреда по ст. 15 Закона о защите прав потребителей РФ, взыскание договорной неустойки и др.).

Такие последствия с точки зрения их правовой природы в общем виде можно охарактеризовать как возникновение у заказчика соответствующих прав требования. Указанные права заказчика имеют следующие основные особенности:

— набор этих прав зависит от вида недостатка, обнаруженного в результате работы, а также от того, установлены ли договором бытового подряда на данный результат гарантийный срок и срок службы (п. п. 1 и 2 ст. 737 ГК). Такие недостатки могут быть по своему характеру обычными или существенными (см. определение указанных недостатков в преамбуле Закона о защите прав потребителей);

— они осуществляются заказчиком на альтернативной основе (п. п. 1 и 3 комментируемой статьи, п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей), т.е. заказчик должен для цели осуществления выбрать одно из прав, предусмотренных законом. В некоторых случаях закон ограничивает такое право выбора заказчика (см., например, п. 2 комментируемой статьи);

— их осуществление производится заказчиком в определенной процедуре:

1) заказчик обнаружил недостаток. Подобное обнаружение должно состояться в те моменты (в пределах тех сроков), которые установлены в комментируемой статье и ст. 29 ЗоЗПП РФ;

2) заказчик выбирает для осуществления одно из прав, если такой выбор допускается законом;

3) заказчик предъявляет подрядчику выбранное требование. При подобном предъявлении нужно учитывать два основных обстоятельства.

Во-первых, следует принимать во внимание еще одну классификацию недостатков выполненной работы — деление недостатков на явные и скрытые. Основанием отмеченной классификации является специфика обнаружения соответствующего недостатка. Первый может быть обнаружен потребителем при обычном способе приемки работы, т.е. при внешнем осмотре, изучении потребительских свойств результата работы. Для обнаружения подобного недостатка (например, царапины на корпусе изделия и т.д.), как правило, не нужно обладать специальными знаниями и применять специальные средства и методы приемки. Скрытый же недостаток обычно проявляется через некоторое время после передачи потребителю результата работы. Для его обнаружения в момент получения потребителем результата работы нужны специальные знания, а также применение специальных средств и методов приемки. Юридическое значение приведенного деления недостатков состоит в том, что в соответствии с п. 3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей требования по первому виду недостатков могут быть предъявлены только в двух случаях: в ходе выполнения работы или при ее принятии. Требования же по скрытым недостаткам могут быть заявлены и после приемки работы.

Во-вторых, при предъявлении требования по п. 2 комментируемой статьи заказчик должен доказать определенное обстоятельство — то, что недостатки возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. По сути, тут названо специальное условие осуществления права требования заказчика. Поэтому отказ подрядчика удовлетворить соответствующее требование заказчика в случае непредоставления последним названных доказательств нужно считать правомерным;

— рассматриваемые права заказчика обеспечиваются соответствующими обязанностями подрядчика. В общем виде их можно обозначить следующим образом: подрядчик должен выполнить законные (соответствующие ГК и Закону о защите прав потребителей) и обоснованные (соответствующие фактическим обстоятельствам дела) требования заказчика. Для удовлетворения таких отдельных требований предусмотрены специальные сроки — сроки исполнения обязанностей подрядчиком (ст. ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей). Причем соблюдение обозначенных сроков обеспечивается законной неустойкой, рассчитываемой в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.