Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

3. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

4. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Комментарий к Ст. 495 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена одной из специфических особенностей договора розничной купли-продажи, создающих особый правовой статус покупателя по такому договору. Покупатель, как принято считать, является «слабой» стороной в договоре розничной купли-продажи <1>, поэтому предоставленное ему право на информацию о товаре — одно из дополнительных средств его правовой защиты. В отличие от общих положений о купле-продаже, предполагающих, что покупатель и продавец согласуют лишь наименование и количество товара, а продавец сообщает покупателю о известных ему недостатках товара, в § 2 гл. 30 ГК РФ установлено, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Объем информации и способ ее предоставления (устно, в виде прилагаемой к товару документации, путем размещения информации на товаре и т.п.) должны соответствовать закону, иным правовым актам и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям. В качестве способа предоставления информации о товаре комментируемая статья рассматривает также проверку свойств или демонстрацию использования товара по требованию покупателя в его присутствии (п. 2).

———————————
<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2001.

Реализация права покупателя на информацию о товаре возможна также посредством его собственных действий: покупатель вправе осмотреть товар, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Нельзя не заметить, что право покупателя на информацию о товаре и корреспондирующая ему обязанность продавца по предоставлению такой информации существуют вне договорного правоотношения, на преддоговорной стадии отношений сторон. Возможность возникновения правоотношения «будущий покупатель — будущий продавец» следует из того, что договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК).

Поскольку названное правоотношение является преддоговорным, неисполнение продавцом обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривается как уклонение от заключения договора и влечет за собой обязанность продавца возместить покупателю причиненные этим убытки (п. 3 настоящей статьи).

Если покупатель не получил информацию о товаре, но договор заключил, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения ему других убытков. В случае, когда покупатель не получил от продавца необходимой информации о товаре, в котором после его передачи покупателю выявились недостатки, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, если докажет, что недостатки товара возникли в связи с отсутствием у него информации. Таким образом, общее правило ст. 476 ГК РФ о том, что продавец отвечает за недостатки, возникшие до передачи товара покупателю, в этом случае не подлежит применению.

Так, общество проводило косметический ремонт в арендуемых им помещениях, в том числе заменяло электропроводку и электрооборудование. Для проведения ремонтных работ общество приобрело у другого общества (продавца) электрический кабель. Проложив кабель в стены и установив розетки и выключатели, общество (покупатель) произвело отделку стен, однако после покраски стен вокруг выключателей и розеток появились масляные пятна. Для устранения повреждений стен был произведен демонтаж поврежденных элементов, кабеля, смонтирован новый кабель и элементы стенового покрытия, стены были заново оклеены обоями. Покупатель, полагая, что причиной повреждения стен является продажа ему некачественного товара и непредставление продавцом достоверной и полной информации о товаре, обратился в суд с иском о взыскании убытков, состоящих из расходов, понесенных в связи с проведением повторного ремонта. В ходе судебного разбирательства стороны совместно осмотрели помещение и выявили повреждения, установив, что предположительной причиной повреждения является выделение маслянистой жидкости из кабеля. Высший Арбитражный Суд РФ счел необходимым поддержать судебные инстанции, которые пришли к выводу о правомерности требований покупателя <1>. В приведенном примере возможность применения к отношениям сторон положений комментируемой статьи связана с тем, что хозяйственное общество — покупатель — приобрело товар не для целей, непосредственно связанных с предпринимательской деятельностью.

———————————
<1> Определение ВАС РФ от 6 ноября 2009 г. N ВАС-14298/09 по делу N А26-3609/2008.

2. Поскольку к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина подлежат применению также положения законодательства о защите прав потребителей, необходимо учитывать специальные правила о предоставлении покупателю-гражданину информации и об ответственности продавца за неисполнение этой обязанности, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

— наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

— сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

— цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

— гарантийный срок, если он установлен;

— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

— информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

— срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

— адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

— информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей РФ;

— информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Кроме того, особые требования к объему и способам предоставления покупателям информации о товаре установлены целым рядом иных Федеральных законов: от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию», от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования». Так, в силу ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов с учетом видов пищевых продуктов должна быть размещена на русском языке информация о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

Дополнительные требования к предоставлению покупателю информации о товаре устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Например, Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, а Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1222 определен Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Весьма важно также то, что законодательство о защите прав потребителей закрепляет презумпцию отсутствия у покупателя-гражданина специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

3. За неисполнение обязанностей продавца по предоставлению покупателю информации о товаре установлена не только гражданско-правовая ответственность. В соответствии со ст. 14.8 КоАП, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.