Статья 494. Публичная оферта товара

1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети «Интернет» признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Комментарий к Ст. 494 ГК РФ

1. Как известно, оферта характеризуется, в частности, тем, что она обращена к одному или нескольким конкретным лицам и содержит существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК). Предложение заключить договор (реклама и т.п.), обращенное к неопределенному кругу лиц, квалифицируется в качестве приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в самом предложении (п. 1 ст. 437 ГК). Наконец, в п. 2 ст. 437 ГК РФ дается понятие публичной оферты.

Применительно к розничной купле-продаже в комментируемой статье устанавливаются правила, существенно отличающиеся от указанных общих положений. Причем эти правила несколько не согласованы с названными положениями. Так, правовое значение рекламы и других подобных предложений (как приглашений делать оферты) может быть изменено указаниями, содержащимися в таких предложениях (п. 1 ст. 437 ГК), но не законом. Между тем как в п. 1 рассматриваемой статьи устанавливается иное. Публичная оферта содержит все существенные условия договора (п. 2 ст. 437 ГК). А в п. 2 комментируемой статьи публичными офертами признаются и некоторые действия, не сопровождающиеся указанием существенных условий. Однако отмеченная несогласованность норм ГК РФ не таит в себе ничего страшного с практической (правоприменительной) точки зрения.

В ст. ст. 435, 437 ГК РФ содержатся общие правила. В рассматриваемую статью включены специальные нормы о розничной купле-продаже.

Причем такой способ предложения заключить договор розничной купли-продажи, о котором идет речь в комментируемой статье, не имеет широкого распространения в сравнении с обычно применяемым способом. Обычно договор купли-продажи заключается путем акцепта публичной оферты как действия, о котором говорится в п. 2 ст. 437 ГК РФ, т.е. предложения заключить договор, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Если, однако, совершаются действия, указанные в рассматриваемой статье, то они признаются публичной офертой. Точнее — приравниваются к публичной оферте, определение которой дано в п. 2 ст. 437 ГК РФ.

2. Как представляется, оферта в сфере розничной купли-продажи может быть только публичной. Это обусловлено спецификой складывающихся в этой сфере отношений, которая нашла отражение в законе. В силу ст. 426 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. коммерческая организация (продавец) обязана продать товар любому, кто к ней обратится. При этом продавец не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи (как и любого публичного договора) устанавливаются одинаковыми для всех покупателей (потребителей и др.), за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных субъектов (п. 2 ст. 426 ГК; см. также п. 2 ст. 492 и соответствующий комментарий).

Покупателю по договору розничной купли-продажи чаще всего не о чем договариваться с продавцом. Договор может быть заключен не иначе как путем принятия предложения продавца, акцепта публичной оферты. Таким образом, договор розничной купли-продажи является договором присоединения (ст. 428 ГК). Таково общее правило. Естественно, существуют и исключения. Так, покупатель может выразить волю акцептовать публичную оферту с условием принятия товара покупателем в определенный срок или с условием доставки товара покупателю (см. ст. ст. 496, 499 ГК и соответствующие комментарии). Может быть предусмотрена оплата товара в кредит или рассрочку (см. ст. ст. 488, 489 ГК и комментарий к ним) и т.д. Но и в этих случаях все остальные условия договора (о цене и др.) определены в публичной оферте. Согласовав условия о сроке принятия товара или о доставке и т.д., во всем остальном покупатель присоединяется к предложенному договору в целом.

3. Если предложение заключить договор розничной купли-продажи обращено к неопределенному кругу лиц (ко всякому и каждому), сформулировано в рекламе, каталогах и описаниях товаров и содержит все существенные условия договора, то презюмируется, что продавец выражает волю заключить договор с любым, кто отзовется. (Иначе, к чему предложение?) Такое предложение признается публичной офертой.

Если бы такие предложения не признавались публичной офертой, то в ряде случаев потенциальные покупатели вводились бы в заблуждение.

4. При рассмотрении п. 2 комментируемой статьи важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, речь идет о выставлении товаров, а также о демонстрации образцов или предоставлении сведений о продаваемых товарах.

Во-вторых, указанные действия совершаются в месте продажи. Поэтому правило п. 2 не применяется, например, при продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли.

В-третьих, такие действия признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие условия договора. В принципе такой ситуации быть не должно, поскольку в силу п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров <1> продавец до заключения договора должен довести до сведения покупателей кроме прочего цену и условия приобретения товара. Пунктом 19 этого акта предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

———————————
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Если, однако, продавец не исполнил указанную обязанность или выдвигает некие дополнительные условия, то начинает «работать» правило, содержащееся в п. 2 комментируемой статьи: совершена публичная оферта, любой вправе на нее отозваться, отозвался — договор заключен.

В-четвертых, в указанных случаях продавец может указать («явно определить»), что соответствующие товары не предназначены для продажи. Обычно так и указывается: «Не продается». И рассматриваемые действия не признаются публичной офертой.