1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
2. Утратил силу.
3. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Комментарий к Ст. 268 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи в действующей редакции не содержит перечня субъектов права постоянного (бессрочного) пользования, отсылая к положениям земельного законодательства. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (п. 2 ст. 39.9 ЗК). Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Изначально право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком могло предоставляться гражданам и юридическим лицам. Однако с момента введения в действие Земельного кодекса круг субъектов данного права был ограничен. Граждане, которым ранее земельный участок был предоставлен на данном праве, получили возможность безвозмездно переоформить такой участок в собственность, а юридические лица, не попадающее в перечень организаций, содержащийся в п. 2 ст. 39.9 ЗК, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
2. Еще одно основание приобретения права постоянного (бессрочного) пользования названо в п. 3 ст. 268 - правопреемство в результате реорганизации юридического лица. При этом законодательство не содержит норм о том, как разрешается возможная коллизия положений об ограничении субъектного состава и положений о возможности преобразования государственных и муниципальных учреждений в юридические лица, не названные в п. 1 ст. 268. Отсутствуют также законоположения о разрешении данного вопроса при изменении типа учреждения (например, государственного на автономное). В литературе данные проблемы являются в настоящее время дискуссионными.
Пункт 12 Постановления ВАС N 11 указывает, что если право собственности на недвижимое имущество перешло в связи с реорганизацией юридическому лицу, которое не может обладать землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, оно может заключить договор аренды или приобрести такой участок в собственность. По аналогии можно сделать вывод, что если в результате реорганизации юридическому лицу, не указанному в п. 1 ст. 268, перешло право постоянного (бессрочного) пользования землей, оно обязано его переоформить в установленном порядке.
3. Применимое законодательство: - КоАП РФ; - ГрК РФ; - ЗК РФ; - ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"; - ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; - ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; - ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; - ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Судебная практика:
- постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 по делу N А10-408/2011;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2013 по делу N А32-8520/2012;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.09.2012 по делу N А20-4326/2011;
- постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2010 по делу N А15-363/2010.