В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора — судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Комментарий к Ст. 240 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает возможность принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. В законодательстве культурные ценности определяются как движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение (ст. 3 ФЗ РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"). Аналогичное определение дано в ст. 5 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Положения комментируемой статьи распространяются не на все объекты, относящиеся к культурным ценностям, а лишь на те, которые отнесены к имеющим особое значение. Критерии отнесения культурных ценностей к особо значимым должны определяться нормативным правовым актом Правительства РФ. До вступления в силу указанного акта такими культурными ценностями признаются:
1) мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства независимо от времени их создания;
2) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
3) художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года;
4) созданные до 1900 года уникальные и редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением музыкальных инструментов и смычков фабричного (мануфактурного) изготовления), рукописи, архивные документы, редкие предметы техники, предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, редкие печатные издания, знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания);
5) холодное оружие, созданное до 1900 года, а также антикварное оружие;
6) палеонтологические образцы, свидетельствующие о патологии или особенностях роста (развития) животного, представляющие интерес для науки (ст. 5 ФЗ от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела").
По смыслу комментируемой статьи под культурными ценностями в ней понимаются не только движимые, но и недвижимые объекты.
2. Норму комментируемой статьи об отнесении культурных ценностей в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством следует толковать таким образом, что под ее действие подпадают как движимые, так и недвижимые вещи (последние - в силу ст. 3 Закона об объектах культурного наследия). Охрана ценностей государством как признак формализуется тем, что в Основах законодательства о культуре предусмотрено, что состав (перечень) культурного достояния определяется Правительством РФ по представлению субъектов РФ и согласовывается с высшим представительным органом РФ на основе заключений независимых экспертных комиссий. Закон о памятниках истории и культуры предусматривает ведение Единого государственного реестра объектов культуры (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии со ст. 54 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия; орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; орган местного самоуправления муниципального образования.
3. В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов. На основании ч. 2 комментируемой статьи собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта за вычетом расходов на проведение торгов.
4. Применимое законодательство:
- Основы законодательства РФ о культуре (утв. ВС РФ 09.10.92 N 3612-1); - ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- ФЗ от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. Судебная практика:
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2009 N Ф04-1958/2009(3738-А46-45), Ф04-1958/2009(3739-А46-45) по делу N А46-14298/2008 (отсутствие доказательства бесхозяйственного содержания объекта культурного наследия лишает истца права требовать изъятия спорного здания из собственности ответчика только лишь на основании уклонения последнего от подписания охранного обязательства);
- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 N 02АП-9843/2015 по делу N А82-19302/2014 (об изъятии объекта культурного наследия местного муниципального значения и земельного участка, являющегося территорией памятника, путем продажи с публичных торгов).