Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 217 ГК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет возможность передачи объектов государственной или муниципальной собственности в частную собственность. Процесс такой передачи именуется приватизацией. Положения о приватизации появились в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (ст. 25). Обязательными признаками приватизации являются:

- передача имущества из публичной собственности в частную (поэтому приобретателем имущества не может стать публичное образование или организация, имеющая долю участия публичного образования более 25 процентов, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения);

- специальный порядок передачи имущества, установленный законом.

Приватизация имеет целью сокращение государственной и муниципальной собственности в хозяйственном обороте, что способствует развитию конкуренции, а также снижению бремени государства (муниципальных образований) по содержанию нерентабельных, малопривлекательных объектов. Приватизация осуществляется в соответствии со специально принимаемыми нормативными правовыми актами.

Единый механизм и принципы приватизации не выработаны. Приватизация имущества унитарных предприятий, а также акций (долей), возникших при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий, регламентируется ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" регулируется порядок передачи в частную собственность жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. Отдельные особенности осуществления приватизации содержатся в ряде других законов. Например, в отношении земельных участков применяются правила, установленные ЗК РФ, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Наряду с федеральным законодательством, включающем, помимо федеральных законов, нормативные акты, принятые Президентом РФ и Правительством РФ, отношения приватизации могут также регулироваться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

2. Говоря о приватизации, важно иметь в виду, какой объект в соответствии с данным законом или иным правовым актом является объектом приватизации. По Закону о приватизации ими являются: имущественные комплексы государственных или муниципальных унитарных предприятий вместе с земельными участками, на которых они расположены; отдельные здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства вместе с земельными участками, на которых приватизируемые здания, строения, сооружения и объекты незавершенного строительства расположены; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; принадлежащие Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям акции открытых акционерных обществ; принадлежащие Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям акции закрытых акционерных обществ, доли в ООО, вклады в товариществах на вере; объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и п. 7 ст. 9 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (СЗ РФ, 2003, N 9, ст. 805) приватизация памятников истории и культуры федерального значения приостановлена.

Особенности приватизации имущества железнодорожного транспорта определяются Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

3. Законодательством о приватизации могут быть предусмотрены особые требования к покупателям приватизируемых объектов. В частности, согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации по общему правилу не могут выступать покупателями государственные и муниципальные унитарные предприятия, включая казенные, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25%. Согласно ст. 11 Закона о приватизации жилищного фонда правом на приватизацию жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда обладают только граждане РФ. Несовершеннолетние граждане, ставшие собственниками жилых помещений в порядке приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в доме государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

4. В процессе приватизации от лица собственника государственного или муниципального имущества должен выступать соответствующий орган по управлению государственным имуществом или орган местного самоуправления (см. коммент. к ст. 125 ГК).

5. Применимое законодательство: - ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

6. Судебная практика:

- Постановление КС РФ от 25.07.2001 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";

- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.08.2016 N Ф06-11302/2016 по делу N А55-20957/2015 (о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в регистрации перехода права собственности и права собственности, обязании устранить нарушения);

- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.06.2016 N Ф04-2173/2016 по делу N А67-6492/2015 (о признании права собственности на объекты недвижимого имущества);

- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 N 02АП-4277/2016 по делу N А82-9390/2015 (о признании незаконным постановления администрации об условиях приватизации нежилого здания с земельным участком в части указания цены выкупаемого муниципального имущества и об обязании ответчика внести в оспариваемое постановление цену выкупаемого имущества).