1. Изготовителю фонограммы принадлежат:
1) исключительное право на фонограмму;
2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.
2. Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.
3. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.
4. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.
Комментарий к Ст. 1323 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает правила в отношении прав на фонограмму. В ее п. 1 содержится перечень прав, возникающих на фонограмму. Это исключительное право, право на указание имени (наименования), право на защиту фонограммы от искажения и право на обнародование фонограммы. Содержание исключительного права и его особенности будут подробно рассмотрены при анализе следующей статьи. Здесь же необходимо остановится на трех оставшихся правах. Эти права являются личными неимущественными правами, которые сродни личным неимущественным правам автора и исполнителя, но отличаются от них по ряду признаков.
Отличия проистекают прежде всего из того, что фонограмма, как уже отмечалось, не является результатом творческого труда. Поэтому среди личных неимущественных прав на фонограмму нет и не может быть права авторства — права, принадлежащего творцу. Однако субъектами личных неимущественных прав на фонограмму могут быть не только физические лица, но и юридические лица, поскольку они также могут взять на себя инициативу и ответственность за первую запись <1>. Эти права дают возможность обеспечить всестороннюю охрану фонограммы как объекта права, но они не могут быть оценены, их нельзя поставить на баланс и главное — личные неимущественные права непередаваемы. Отсюда становится ясным указание, содержащееся в п. 4 комментируемой статьи, о том, что право на указание имени (наименования) и право на защиту фонограммы от искажения действуют в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Такое указание является традиционным для личных неимущественных прав, прекращающихся только с исчезновением субъекта такого права. При этом обращает на себя внимание использование словосочетания «прекращение юридического лица». Как известно, юридическое лицо может быть прекращено путем реорганизации или ликвидации. Поскольку Кодекс говорит именно о прекращении и речь идет о личных неимущественных правах, то следует признать, что к правопреемникам, образованным в результате реорганизации изготовителя фонограммы, рассматриваемые права не переходят.
———————————
<1> Следует учесть, что под изготовителем фонограммы в данной статье понимается не любой обладатель исключительного права на фонограмму (правообладатель), а только то лицо, которое организовало создание фонограммы (первоначальный правообладатель).
Кроме того, поскольку речь идет о смежном и «нетворческом» правах (которые к тому же могут принадлежать юридическим лицам), в отношении данных прав изготовителя фонограмм не предусмотрено, что они охраняются бессрочно (как в отношении авторского права и права исполнителя).
С точки зрения содержания только право на обнародование из рассматриваемых прав аналогично по своему содержанию такому же праву на произведение и исполнение, поскольку «нетворческий» характер фонограммы не может повлиять на установление каких-либо отличий или особенностей в отношении обнародования фонограммы, чего нельзя сказать о двух других правах.
Так, право изготовителя фонограммы на указание своего имени или наименования исключительно на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке очевидно является более узким по своему содержанию, чем право автора и исполнителя на имя (п. 1 ст. 1265 и подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК). Например, такое указание не требуется при сообщении фонограммы в эфир или по кабелю. Это, однако, не исключает соответствующего требования об указании, основанного на договоре в отношении того или иного способа использования. Такое различие объясняется тем, что охране подлежит не результат творчества, что требует полноценной охраны права на имя, а соответствующие капиталовложения изготовителя фонограммы, что сужает сферу применения указания своего имени, ограничивая ее только той областью, где это необходимо — на экземплярах и упаковках.
Имеются отличия по содержанию и у права на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Собственно говоря, это право не на неприкосновенность (опять-таки из-за отсутствия творческого характера), а на обеспечение нормального использования фонограммы, исключающего ее деформацию или искажение. В то же время, как и в отношении произведения, рассматриваемое право следует отличать от переработки фонограммы, которая входит в содержание исключительного права на фонограмму (см. комментарий к следующей статье).
2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи являются выражением двух из основополагающих принципов правового регулирования смежных прав — самостоятельности и обусловленности — и являются типичными для гл. 71 ГК РФ <1>.
———————————
<1> См.: п. 2, 3 ст. 1315, п. 5, 6 ст. 1330, п. 2 ст. 1334, п. 2 ст. 1339 ГК РФ.
Право на фонограмму обусловлено авторскими правами, а зачастую и правами на исполнение. Права изготовителя фонограммы связаны с деятельностью, сопутствующей творческой деятельности авторов произведений и исполнений. Поэтому в п. 2 и говорится о необходимости соблюдения прав авторов и исполнителей. В этом смысле можно даже говорить о «вторичности» прав на фонограмму по отношению к авторским и исполнительским правам. Как указывалось в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 4308/09, заключение лицензионного договора на использование фонограммы само по себе не дает возможности использовать музыкальное произведение, запись исполнения которого составляет фонограмму: «Заключая лицензионный договор, продюсерский центр приобрел право на использование фонограммы в составе кинофильма, что создало техническую возможность включить сами музыкальные произведения, существующие в иной объективной форме, в состав аудиовизуального произведения (сложного объекта). Доказательств же того, что производитель фонограммы приобрел у правообладателя музыкальных произведений права на их использование в самостоятельном аудиовизуальном произведении с возможностью заключения сублицензионного договора, суду не представлено.
Таким образом, действия продюсерского центра являются нарушением исключительного права общества на названные музыкальные произведения».
Однако такая обусловленность не означает отсутствия самостоятельности. Права на фонограмму — отдельная категория с отдельным правовым регулированием (своим объектом, сроком охраны и порядком осуществления). Например, прекращение исключительного права на соответствующее музыкальное произведение и (или) исполнение не представляет собой автоматического прекращения исключительного права на фонограмму. Вот почему права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей (п. 3 комментируемой статьи).