1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором артистом-исполнителем или дирижером осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю, либо доведение исполнения до всеобщего сведения.
Исключительное право режиссера-постановщика спектакля на постановку действует в течение всей жизни режиссера-постановщика, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено первое публичное исполнение постановки режиссера-постановщика спектакля.
2. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.
3. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный пунктом 1 настоящей статьи, продлевается на четыре года.
4. К наследникам исполнителя исключительное право на исполнение переходит в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1 — 3 настоящей статьи.
5. После прекращения действия исключительного права исполнение переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1282 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 1318 ГК РФ
1. В основе положений комментируемой статьи лежат нормы международных договоров. В соответствии со ст. 14 Римской конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций от 26 октября 1961 г. срок охраны, предоставляемой в соответствии с настоящей Конвенцией, длится по меньшей мере до конца 20-летнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:
a) была осуществлена запись — для фонограмм и включенных в них исполнений;
b) имело место исполнение — для исполнений, не включенных в фонограммы;
c) имела место передача в эфир — для передач в эфир. Согласно ст. 17 Договора ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам срок охраны, предоставляемой исполнителям по настоящему Договору, продолжается по крайней мере до конца периода в 50 лет, считая с конца года, в котором была сделана фонограмма исполнения. Аналогичные положения установлены ст. 3 Директивы ЕЭС от 29 октября 1993 г. об унификации срока действия охраны авторского права и о некоторых смежных правах.
2. Новеллой комментируемой статьи является определение срока действия исключительного права на исполнение в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. До 1 января 2008 г. данный срок был ограничен 50 годами независимо от продолжительности жизни исполнителя. При этом срок охраны исключительного права на исполнение применяется в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г. В Российской Федерации институт защиты прав исполнителей действует с 3 августа 1992 г. — со дня введения в действие на территории РФ Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. В 1993 г. вступил в силу Закон об авторском праве и смежных правах, которым так же, как и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, был установлен 50-летний срок охраны авторских смежных прав. В соответствии со ст. 43 данного Закона смежное право исполнителя действовало в течение 50 лет после первого исполнения. Причем, как это прямо следовало из п. 3 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве смежных правах», сроки охраны этих прав, предусмотренные ст. 27 и 43 Закона, применялись во всех случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 январю 1993 г. Это означало придание Закону обратной силы в отношении охраны прав исполнителей и необходимость защиты этих прав во всех случаях, когда нарушение их прав имело место после введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик и Закона об авторском праве и смежных правах, если со дня смерти автора или со дня первого исполнения на 1 января 1993 г. не истекло 50 лет.
Момент начала течения срока действия исключительного права определяется 1 января года, следующего за тем годом, когда имел место соответствующий юридический факт, а именно:
— осуществление исполнения;
— запись исполнения;
— сообщение исполнения в эфир или по кабелю.
3. Тенденция увеличения срока охраны прав исполнителя наряду с авторскими правами наблюдается в странах Евросоюза. Европейская Комиссия предлагает увеличить срок действия исключительного права для исполнителей до 95 лет.
В настоящее время в странах ЕС права исполнителей охраняются в течение 50 лет. Так, музыканты, начавшие свою деятельность в 20-летнем возрасте, в старости могут не иметь иных источников и могут рассчитывать на получение авторских отчислений, которые зачастую являются их единственным источником дохода. При этом авторское право композиторов и поэтов-песенников действует на протяжении жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. На исполнителей это положение не распространяется, хотя именно они дают жизнь песням, написанным композиторами и поэтами.
Противником изменения срока выступает Правительство Соединенного Королевства, которое в 2007 г. отвергло предложение о продлении прав исполнителей. Для сравнения: в Канаде и Австралии этот срок составляет 70 лет, в США — 95.
4. Исключительное право на исполнение переходит по наследству. При отсутствии наследников входящее в состав наследства исключительное право на исполнение прекращается и, как и по правилам наследования выморочного имущества, произведение переходит в общественное достояние.
Применяя ст. 1282 ГК РФ, следует отметить, что по истечении срока действия исключительного права исполнение переходит в общественное достояние.
Исполнение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность исполнения.
Нормы п. 3 ст. 1282 ГК РФ об обнародовании не применяются к исполнениям.