1. Исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.
2. Использованием исполнения считается:
1) сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
2) сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
3) доведение исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
4) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
5) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра записи исполнения или ее части в любой материальной форме. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись исполнения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи исполнения либо передачу исполнения в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;
6) распространение записи исполнения путем продажи либо иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;
7) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подпунктами 1-3 настоящего пункта;
8) публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;
10) публичное исполнение постановки спектакля, то есть представление постановки в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается исполнение постановки спектакля в месте ее представления или в другом месте одновременно с представлением постановки.
3. Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.
4. При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.
5. При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1315 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 1317 ГК РФ
1. Комментируемая статья корреспондирует нормам п. 1 ст. 1229 ГК РФ, в соответствии с которыми гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
В настоящей статье закреплены способы использования исполнения, входящие в состав исключительного права на исполнение и во многом повторяющие положения ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах с уточнениями. Кроме того, установлена возможность распоряжения исключительным правом, в частности, путем заключения договора об отчуждении исключительного права на исполнение, лицензионного договора, на случай смерти путем совершения завещания и т.п. Договор залога исключительного права исполнителя лишен смысла, поскольку обращение взыскания на исключительное право исполнителя не допускается.
Перечень способов использования исполнения, определенных в настоящей статье, не является исчерпывающим. Специфика осуществления исключительного права исполнителя состоит в необходимости соблюдения прав авторов исполняемых произведений (п. 2 ст. 1315 ГК). В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.
Кроме того, исключительное право исполнителя менее продолжительно, чем срок действия авторских прав. Исключительное право исполнителя действует в течение всей его жизни, но не менее 50 лет, в отличие от авторских прав, которые действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти.
2. Сообщения в эфир и по кабелю, предусмотренные в подп. 1, 2 п. 2 настоящей статьи, распространяются на «живое исполнение». Указанные действия в отношении записи исполнения предусмотрены в подп. 6 данного пункта.
3. Право на запись исполнения, предусмотренное подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, реализуется один раз и распространяется на ранее не записанное исполнение или постановку.
4. Право воспроизводить запись исполнения закреплено в подп. 4 п. 2 комментируемой статьи. Законодатель разрешил вопрос о правовой природе записи исполнения в память для ЭВМ.
5. Право на распространение записи исполнения путем отчуждения оригинала или копий также принадлежит исполнителю и может быть передано производителю фонограммы.
6. Правомочие исполнителя по доведению исполнения до всеобщего сведения было впервые предусмотрено Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и было введено в действие с 1 сентября 2006 г. Данное право предусмотрено в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам и связано с использованием исполнения в Интернете.
7. Правомочие по сдаче в прокат записи исполнения, т.е. предоставления экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды, закреплено подп. 9 п. 2 комментируемой статьи. Ранее ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривала, что данное право распространяется не на всякое исполнение, а лишь на то, на которое может быть сделана фонограмма, может быть воспринято на слух, и не распространяется на видеозапись, а также устанавливала условие осуществления данного права, а именно опубликование фонограммы в коммерческих целях.
При использовании исполнения лицом, не являющимся исполнителем, необходимо соблюдение прав авторов исполняемых произведений.
В п. 4 комментируемой статьи отмечается, что при заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре. Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 45 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.) обратил внимание на то, что эта норма относится не к правилам, установленным законом для договора (ст. 422 ГК), а к порядку законного использования звука или изображения. Следовательно, отдельное использование звука или изображения при отсутствии прямого указания на предоставление такого права в договоре является нарушением исключительного права использования исполнения и в том случае, если соответствующий договор был заключен до момента, когда это требование было установлено законодателем сначала в Законе об авторском праве и смежных правах, а потом и в ГК РФ.
Пределы исключительного права на исполнение установлены в ст. 1245 ГК РФ, согласно которой исполнителям принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Следует иметь в виду, что данное вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (ст. 1244 ГК).