Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств
Комментарий к Ст. 127 ГК РФ
1. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Комментируемая статья определяет особый порядок ответственности Российской Федерации и ее субъектов в гражданских правоотношениях с участием "иностранного элемента" и лица без гражданства. Положение указанной статьи содержит отсылку к специальному закону об иммунитете государства и его собственности, который до настоящего времени не принят. Положения комментируемой статьи опираются на положения ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором РФ.
В связи с этим уместно отметить положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
2. Закон об иностранных инвестициях закрепляет право иностранного инвестора на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в т.ч. национализации и реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В случаях национализации возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки, а при реквизиции выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, вызвавших реквизицию, сохранившееся имущество подлежит возврату в предусмотренном законом порядке. Государство гарантирует иностранным инвесторам, что возникшие по этому поводу споры, как и все другие их споры, связанные с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, будут разрешаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или в арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
3. Применимое законодательство: - Конституция РФ; - Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г.Вене 18.04.61); - Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.2004).
4. Судебная практика: - постановление Европейского суда по правам человека от 14.03.2013 "Дело "Олейников (Oleynikov) против Российской Федерации" (жалоба N 36703/04) (Первая Секция); - постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2012 N Ф05-304/12 по делу N А40-59042/2011; - постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2011 N Ф05-12841/11 по делу N А40-10993/2011; - постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2010 по делу N А19-4734/09; - постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2010 по делу N А19-12448/09; - постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2010 по делу N А78-3207/2009.
5. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на Российскую Федерацию, но и на субъекты Федерации, которые также могут вступать в гражданско-правовые отношения с участием иностранных лиц. Так, например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Федерации с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. При этом федеральные органы государственной власти не несут ответственность по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта Федерации имеются официальные гарантии Правительства РФ.