Статья 123.8. Основные положения об ассоциации (союзе)

1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

3. Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

4. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

5. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.

Комментарий к Ст. 123.8 ГК РФ

1. Организационно-правовой форме некоммерческих организаций (далее НО ) ассоциации (союзу) еще до действующей редакции гл. 4 ГК РФ Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ было дано новое содержание по сравнению с действовавшей с 1994 г. прежней редакцией Кодекса. Напомним: ранее ассоциациями или союзами Кодекс называл лишь некоммерческие объединения юридических лиц. С февраля 2013 г., после внесения изменений в ГК РФ и в Закон о некоммерческих организациях, ассоциациями и союзами стали признаваться некоммерческие добровольные (а в отдельных случаях основанные на обязательном членстве) объединения юридических лиц и граждан, созданные для достижения различных некоммерческих целей, включая представление и защиту общих, в том числе профессиональных, интересов их членов.

В действующей редакции гл. 4 ГК РФ содержание организационно-правовой формы ассоциаций и союзов еще более расширено. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, НО в организационно-правовой форме ассоциаций или союзов создаются на добровольной договорной основе объединяющихся лиц либо в установленных законом случаях основываются на обязательном членстве объединяющихся лиц (как юридических лиц, так и граждан).

Комментируемая статья приводит примерный перечень разновидностей различных НО, которые теперь относятся к ассоциациям или союзам. Так, в форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов; профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях и защитой трудовых прав (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.); саморегулируемые организации и их объединения. Кроме того, подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ к ассоциациям (союзам) прямо относит некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Как видно, на сегодняшний день ассоциациями (союзами) является достаточно широкий круг некоммерческих корпораций. Таким образом, в обновленной редакции гл. 4 ГК РФ (и в частности, в комментируемых положениях об ассоциациях и союзах) получили реализацию принципиальные подходы к систематизации законодательства о юридических лицах, заложенные в Концепции развития гражданского законодательства РФ, в том числе о сокращении значительного количества организационно-правовых форм, НО. В Концепции развития гражданского законодательства РФ, в частности, было отмечено, что количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно. Единая система правового регулирования организационно-правовых форм некоммерческих организаций отсутствует, а само законодательство о, НО изобилует пробелами, повторами и противоречиями.

Выделение некоммерческих организаций в отдельные виды, которым соответствуют и особые организационно-правовые формы юридических лиц, нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности. Так, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты по существу являются объединениями юридических лиц. Существование некоммерческого партнерства, которое по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу), излишне. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций как юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответственно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства

Концепция развития гражданского законодательства РФ. С. 66 - 69. На данный момент в ГК РФ реализованы изложенные выше подходы Концепции развития гражданского законодательства, а именно предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций - объединений лиц в самых широких целях некоммерческого характера в форме ассоциаций и союзов, участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях. При этом положениями о введении в действие новой редакции гл. 4 ГК РФ предусмотрена постепенная реализация этого подхода в отношении действующих некоммерческих организаций (постепенное приведение их учредительных документов в соответствие с Кодексом, отсутствие требований их перерегистрации), что не должно приводить к приостановлению их деятельности или их ликвидации (см. п. п. 4, 7, 8, 10 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ).

Сказанное означает, что перечисленные в комментируемой статье, а также в подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ виды некоммерческих организаций отныне не признаются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц, а являются теперь лишь разновидностями в рамках одной организационно-правовой формы ассоциаций (союзов).

2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

3. Ассоциации (союзы) обладают специальной правоспособностью. Содержание гражданских прав и обязанностей определяется целью создания и деятельности ассоциации (союза), предусмотренной уставом. При наличии специальных законов, определяющих статус ассоциаций отдельных видов, их права и обязанности определяются специальными законами и иногда связаны с выполнением ассоциацией определенных публично-правовых функций. В частности, это относится к нотариальным палатам, СРО.

4. В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях ассоциации (союзы) как некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка регистрации. Этим порядком предусмотрено, что решение о государственной регистрации принимается Министерством юстиции РФ. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных сведений осуществляется регистрирующим органом (таковым на сегодняшний день является соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы) на основании принимаемого Минюстом России решения о регистрации. Министерство юстиции РФ кроме принятия решений о регистрации создания, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций осуществляет также контроль за их деятельностью.

В соответствии с п. 3 ст. 32 "Закона о некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны представлять в Минюст России документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании и об использовании денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, в соответствии с п. 3.2 этой же статьи "Закона о некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности.

К организациям, на которых указанные выше правила об отчетности не распространяются, относятся некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства (п. 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях

5. В п.5 комментируемой статьи воспроизведено ранее содержавшееся в п.6 ст. 121 ГК РФ условие о том, что особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами. Однако здесь следует обратить внимание, что раньше речь шла также и о возможности применения иных правовых актов, чего в комментируемой статье не предусмотрено.

6. Ассоциация (союз) может быть реорганизована в порядке и в любых формах, предусмотренных Кодексом (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) (п. п. 1 и 2 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях). Реорганизация ассоциации (союза) может быть осуществлена по решению общего собрания членов ассоциации или союза (съезда, конференции или иного представительного органа), являющегося высшим органом ассоциации (союза) (п. п. 1, 2 ст. 65.3 ГК). При этом пока что сохраняется положение закона о том, что решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами единогласно (п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

С учетом расширения сферы применения формы ассоциации (союза) для объединения лиц, возможно, это правило следует пересмотреть в отношении отдельных видов ассоциаций и союзов (особенно таких, где состав членов корпорации многочисленный). Согласно п. 4 комментируемой статьи ассоциация или союз вправе преобразоваться по решению своих членов в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. В первом случае сохраняется корпоративный характер преобразуемого объединения лиц, в двух других случаях на месте ассоциации (союза) появляются унитарные юридические лица (с прекращением прав членства учредителей). Ликвидация ассоциации (союза) производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях.