Статья 123.7-1. Общественные движения

1. Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

2. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к общественным движениям, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Комментарий к Ст. 123.7-1 ГК РФ

1. В качестве одной из возможных организационно-правовых форм общественного объединения в силу ст. 7 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" выступает общественное движение. В ч. 1 ст. 9 указанного Закона определено, что общ. движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общ. полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (далее УОД). Исходя из указанного определения основными признаками общественного движения являются:

1) массовость. Никакая другая форма общественного объединения не имеет признака массовости. Массовость означает распространение среди широких слоев населения, свойственность многим людям (массе);

2) отсутствие членства. О.В. Шашкова полагает <80>, что массовый характер общ. движ. является признаком, производным от признака отсутствия членства;

--------------------------------

<80> См.: Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". М., 2014. Комментарий к ст. 9.

3) цели, поддерживаемые УОД. По этому поводу О.В. Шашкова уточняет: "Главное, что объединяет массы людей, являющихся УОД, - это общие цели - социальные, политические и иные общественно полезные, которые разделяют все участники. К примеру, общ. движ. может объединять граждан одной этнической группы, которые желают признания или изменения своего статуса в обществе. Общественное движ., как правило, имеет своего лидера, судьба или жизненный опыт которого вдохновляет участников на активную деятельность для достижения поставленных целей. Как и любая группа людей, общ. движ. имеет общую систему ценностей, норм, регулирующих поведение его участников, идеологию, символику. Общественные движения могут иметь различную территориальную сферу своей деятельности: они бывают местные, региональные, межрегиональные, общероссийские, действующие на территории нескольких государств".

В комментируемой статье фактически дословно воспроизведены положения ч. 1 ст. 9 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", однако указания на два основополагающих признака общ. движ. (массовость и отсутствие членства) не содержится.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет приоритет нормативных предписаний, регулирующих деятельность общественных движений: положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к общественным движениям, если иное не предусмотрено ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Высшим руководящим органом общ. движ. является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

В силу ст. 33 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" от имени общественных движений права собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений. С правовой точки зрения содержание указанной статьи, является достаточно спорным. Представляется, что законодателю следовало бы разграничить вопрос принадлежности имущества в зависимости от того, является общественное движение юридическим лицом или не является. По сути, отмечает указанный автор, если общественные движения зарегистрированы в качестве юридических лиц, то в ГК РФ вопрос о принадлежности имущества юридическому лицу решается однозначно: имущество принадлежит юридическому лицу, правовой режим имущества юридического лица регулируется нормами ст. ст. 211, 213 ГК РФ.

Статус руководящих органов общественных движений также остается недостаточно определенным. Например, в случае приобретения общественным движением, не зарегистрированным в качестве юридического лица, не совсем понятно, на кого - на общественное движение или на его руководящий орган (на физическое лицо или на нескольких лиц в долевой собственности) недвижимость будет регистрироваться регистрирующим органом. В регистрирующий орган обязательно должны быть представлены учредительные документы юридического лица, которое подает заявление о государственной регистрации сделки. Бесспорным является тот факт, что в этом случае, право на недвижимое имущество возникает у общественного объединения, создание которого зарегистрировано, а фактически вопросы владения, пользования и распоряжения таким имуществом будет решать постоянно действующий руководящий орган.