Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Комментарий к Ст. 123.20 ГК РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен порядок изменения устава фонда (далее УФ), а также основания для изменения УФ по решению суда. Данное правило установлено с учетом специфики данной организационно-правовой формы юридического лица. В отношении УФ законом предусмотрена отличная от других юридических лиц презумпция: УФ может быть изменен по решению высшего коллегиального органа ф-да, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Таким образом, возможность изменения устава по решению учредителя вправе предусмотреть сам учредитель в уставе, утверждая его при учреждении (создании) ф--да.

При этом ГК РФ четко определяет, какой конкретно орган фонда пользуется правом внесения изменений в устав, - это высший коллегиальный орган, в случае если в уставе не определено, что этот вопрос решает учредитель. Таким образом, данное положение является законодательной новеллой. Следует отметить, что п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях именно к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится изменение устава некоммерческой организации.

2. ГК РФ предусматривает особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного ф-да, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке. При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в УФ, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям ф-да. Таким образом, имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, ни при каких условиях не может быть распределено между учредителями (участниками) или работниками фонда.

Следует обратить внимание, что ГК РФ не оговаривает круг лиц, которые могут быть заинтересованы в обращении в суд с требованием о ликвидации фонда. Также комментируемая статья не ограничивает перечень оснований для принятия судом решения о ликвидации ф-да. Так, например, помимо оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи, такими основаниями могут быть основания, указанные в п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" или ст. 61 ГК РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет судьбу имущества ф-да в случае его ликвидации. По общему правилу, оно направляется на уставные цели. Кодекс не определяет порядка использования имущества ф-да при невозможности достижения уставных целей. В данном случае следует руководствоваться п. 1 ст. 20 ФЗ "О некоммерческих организациях": если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Законом может также предусматриваться возврат имущества ликвидируемого ф-да учредителям. Гражданский кодекс оснований передачи при ликвидации ф-да имущества учредителям не предусматривает.