1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:
определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;
образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;
принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;
принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;
одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.
Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.
2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.
К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.
3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.
4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Комментарий к Ст. 123.19 ГК РФ
1. Комментируемая статья, подробно регламентирующая управление фондом, является новой. Ранее в ГК РФ таких норм не было, и он не устанавливал каких-либо специальных правил относительно порядка управления фондом и формирования его органов. Решение этого вопроса Кодекс относил исключительно к уставу фонда (далее УФ), утверждаемому его учредителями. Из прежних положений Кодекса лишь следовало, что в фонде должен быть сформирован попечительский совет. Аналогично подходит к вопросу управления фондом Закон о некоммерческих организациях (см. абз. 4 п. 1 ст. 29 Закона). Из положений комментируемой статьи впервые следует, что в фонде должен быть образован высший коллегиальный орган, к исключительной компетенции которого относятся следующие вопросы:
- определение приоритетных направлений деятельности фонда (далее ф-да), принципов образования и использования его имущества;
- образование других органов ф-да и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ф-да;
- принятие решений о создании ф-дом хозяйственных обществ и (или) об участии в них ф-да;
- принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств ф-да.
Кроме того, законом могут быть предусмотрены случаи, когда в отношении сделок ф-да требуется одобрение, в этом случае такое одобрение также дает высший коллегиальный орган фонда.
Помимо указанных выше полномочий УФ может быть предусмотрено в исключительной компетенции высшего коллегиального органа изменение УФ. Законом или УФ к исключительной компетенции высшего коллегиального органа ф-да может быть отнесено принятие решений по иным вопросам. Между тем ст. 123.20 ГК РФ предусмотрено, что УФ может быть изменен высшим коллегиальным органом ф-да, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Из этого можно сделать следующий вывод: если уставом не предусмотрено, что устав изменяется учредителем, то независимо от наличия или отсутствия указания иного в уставе, в таком случае устав может быть изменен высшим коллегиальным органом ф-да. Представляется, что это не соответствует тому, как этот вопрос решен в комментируемой статье, в которой говорится, что в уставе должно быть специальное указание на компетенцию высшего коллегиального органа изменять устав.
2. Высший коллегиальный орган ф-да избирает единоличный исполнительный орган ф-да (председателя, генерального директора и т.д.). Так же он может назначить коллегиальный исполнительный орган ф-да (правление) или иной коллегиальный орган, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя ф-да. К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов ф-да относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.
3. В фондах в обязательном порядке создается попечительский совет, функционирующий на общественных началах и осуществляющий надзор за деятельностью ф-да. Порядок создания данного органа нормативно не установлен, предполагается, что этот вопрос должен быть решен в УФ. Тем не менее представляется, что формирование попечительского совета, учитывая его надзорный характер и компетенцию, является прерогативой учредителей и не может возлагаться на органы фонда.
4. Пункт 4 комментируемой статьи дает некоторые общие ориентиры надзорных полномочий попечительского совета ф-да. Это надзор за:
- деятельностью ф-да;
- принятием другими органами ф-да решений;
- обеспечением исполнения решений органов ф-да;
- использованием средств фонда;
- соблюдением ф-дом законодательства.
Попечительский совет ф-да осуществляет свою деятельность на общественных началах. В связи с этим фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам попечительского совета ф-да за выполнение ими возложенных на них функций. Однако данное ограничение не распространяется на компенсацию расходов, непосредственно связанных с участием в работе попечительского совета фонда.