Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

2. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

3. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Комментарий к Ст. 123.12 ГК РФ

1. С 1 сентября 2014 г. ГК РФ расширяет регламентацию объединений собственников того или иного недвижимого имущества. Напомним, что ранее существовали только товарищества собственников жилья - организации, деятельность которых осуществлялась ГК РФ, его ст. 291 "Товарищества собственников жилья" (в соответствии с ней в ЖК РФ был помещен целый раздел с названием, аналогичным названию ст. 291 ГК). Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Комментируемая статья расширяет возможности создания товариществ собственников недвижимости, такие организации могут объединять собственников не только жилья, но и нежилых помещений, собственников дачных домов, земельных участков и т.д.

2. В п. 2 определяется перечень сведений, которые должны быть включены в устав ТСН, однако этот перечень не является закрытым - он может дополняться законами, определяющими статус ТСН отдельных видов.

3. Возможность создания и деятельности объединений собственников недвижимости в Российской Федерации появилась несколько раньше вступления в действие Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", Жилищного кодекса РФ и тем более новых норм ГК РФ, вступивших в силу с 1 сентября 2014 г. Здесь уместно вспомнить приватизационное законодательство, ст. 51 Закона Союза ССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" и некоторые другие акты.

Однако указанные нормативные акты, предусматривая право собственников жилых помещений объединяться в товарищества и иные объединения, не давали четкого и однозначного определения правового статуса товарищества собственников жилья. На федеральном уровне возможность организации объединений собственников жилых помещений впервые была предусмотрена Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", согласно которому собственникам приватизированного жилья предоставлялось право создавать товарищества и иные объединения. Тем не менее реального воплощения данная норма не нашла, поскольку дальше провозглашения такого права указанный Закон не пошел. Следующим актом стал Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". В его развитие Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г. N 2275 <1> было утверждено Временное положение о кондоминиуме.

Однако указанные нормативные акты были весьма противоречивы, и, как следствие, их реализация была затруднительна. Так, Закон об основах федеральной жилищной политики, содержащий всего две статьи, посвященные рассматриваемым объединениям, используя термин "кондоминиум", с одной стороны, характеризовал его как товарищество собственников недвижимости в жилищной сфере (ст. 1, ч. 1 ст. 8), а с другой - указывал, что такому товариществу принадлежат на праве общей собственности, включая совместную, объекты общего пользования многоквартирного дома (ч. 2 ст. 8). Далее в рассматриваемом Законе указывалось на объекты, которые объединены в кондоминиуме (ч. 4 ст. 8), т.е. по существу речь шла о виде общей собственности.

Временное положение о кондоминиуме попыталось "подправить" законодательный акт. Оставляя за рамками исследования правомерность таких "правок", отметим, что Временное положение довольно подробно регламентировало кроме прочих вопросов и правовое положение объединений собственников жилья. И все же его действие практически было нейтрализовано нормой, предусматривающей возможность организации таких юридических лиц не в добровольном, а в обязательном порядке. Данное Положение (думается, заведомо невыполнимое) вынуждало органы государственной власти субъектов Российской Федерации (г. Москвы, Свердловской и Ярославской областей и др.) принимать собственные положения. Следует констатировать, что возникшие до принятия Закона о товариществах собственников жилья объединения собственников жилья были организованы в основном благодаря региональным нормативным актам. В исследованиях того времени справедливо отмечалось, что основными причинами, тормозящими образование объединений собственников жилья, являются неполное и противоречивое законодательство, отсутствие понимания выгод и прав, несовершенство законов, регулирующих частную собственность на недвижимость и организацию объединений.

4. В п. 4 предусмотрен единственный вариант преобразования ТСН - потребительский кооператив. Данные организационно-правовые формы имеют сходные черты. Цели деятельности кооператива определены достаточно широко - удовлетворение материальных и иных потребностей, однако для достижения этой цели необходимо объединение паевых взносов. Наличие паевых отношений отличает потребительский кооператив от ТСН. Учитывая цели и задачи ТСН, вызывает сомнения, что в каких-то ситуациях возникнет необходимость подобного преобразования.

Смысл может иметь только обратное преобразование - потребительского кооператива, в котором выплачены все паевые взносы, в ТСН, поскольку в такой ситуации, к примеру, у жилищного потребительского кооператива может остаться лишь одна цель, являющаяся для подобной организации не основной, а сопутствующей - осуществление управления общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.