Статья 123.10. Особенности управления в ассоциации (союзе)

1. К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

2. В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Комментарий к Ст. 123.10 ГК РФ

1. Особенности управления в ассоциациях и союзах вытекают из корпоративной природы и некоммерческого характера их деятельности. Высшим органом управления ассоц. (союза) является общее собрание ее членов. Если число членов ассоц. достаточно велико (более 100), то высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный), определяемый уставом в соответствии с законами об отдельных видах ассоц. (союзах). Компетенция такого органа и порядок принятия им решений также определяются в соответствии с ГК РФ, законом и уставом корпорации (п. 1 ст. 65.3 ГК). Как и на корпорацию, на ассоц. распространяются общие нормы об управлении в корпорации, содержащиеся в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ. В совокупности, исходя из положений ст. 65.3 ГК РФ и комментируемой статьи, в компетенцию высшего органа управления ассоциацией (союзом) входят:

- определение приоритетных направлений деятельности ассоциации (союза), принципов образования и использования ее имущества;

- утверждение и изменение устава;

- определение порядка приема в члены ассоц. и исключения из числа ее участников;

- принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоц. (союза) в ее имущество;

- принятие решений о размере субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее обязательствам, если такая ответственность предусмотрена законом или уставом;

- образование других орг. ассоциации (союза) и досрочное прекращение их полномочий, в том числе в случае грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности ассоц. (союза), если уставом в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных орг.;

- принятие решений о создании ассоц. (союзом) других юридических лиц, об участии в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации ассоциации (союза), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Законом и уставом ассоциации (союза) к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет условия, при наличии которых высший орган ассоциации (союза) вправе реализовать свое право на досрочное прекращение полномочий орг. данного объединения. Нужно отметить, что перечень обстоятельств, при наступлении которых вышеуказанное право может быть реализовано, весьма неточен и неконкретен. В частности, весьма проблематично на практике дать однозначное определение понятию "грубое нарушение". Такое положение может привести к злоупотреблению высшим орг. ассоциации (союза) указанным полномочием и, как следствие, частой смене руководящих органов в ней.

3. В комментируемой статье установлено специальное основание досрочного прекращения полномочий органа ассоциации по решению ее высшего органа. Основаниями для досрочного прекращения являются грубое нарушение органом своих обязанностей, неспособность к надлежащему ведению дел. Первое из оснований предполагает виновное поведение лиц, выполняющих функции органа ассоц.. Второе может иметь место по разным причинам и не всегда предполагает виновное поведение лиц, выполняющих функции органа. Кодекс не раскрывает, что понимается в данном случае под грубым нарушением, таким образом, характер допущенных нарушений определяет высший орган управления, исходя из конкретных обстоятельств. Неспособность к надлежащему ведению дел может быть следствием отсутствия должного образования, опыта, состояния здоровья. Представляется, что данная норма рассчитана прежде всего на единоличный исполнительный орган ассоциации.

Перечень оснований для досрочного прекращения полномочий не является исчерпывающим - оно допускается и при наличии иных серьезных оснований. Наличие открытого перечня вряд ли следует считать обоснованным, поскольку оценочный критерий "серьезные основания" может толковаться достаточно широко. К тому же отсутствие каких-либо ориентиров определения "серьезности" основания не способствует формированию единообразной практики и защите интересов лиц, в отношении которых будет приниматься решение о прекращении полномочий.