1. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей.
Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте.
2. Гостиница отвечает за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.
3. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.
4. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.
5. Правила настоящей статьи соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях.
Комментарий к Ст. 925 ГК РФ
1. Как и в предыдущей статье, название комментируемой статьи более узкое, чем ее содержание. Нормы последней распространяют свое действие на мотели, дома отдыха и другие организации, указанные в ее п. 5.
2. К иному предназначенному для этого месту могут быть отнесены стоянки для транспортных средств клиентов. Помещение транспортного средства на стоянку гостиницы, мотеля и других организаций подобного рода также порождает отношения по хранению.
Так, при рассмотрении арбитражным судом спора об угоне транспортного средства со стоянки гостиницы представители истца воспользовались дополнительной услугой гостиничного комплекса, факт наличия отношений из договора хранения подтверждается оплаченным истцом счетом, который является доказательством оказания услуг по проживанию и пользованию автостоянкой. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей.
Из положения о пропускном режиме на автостоянке гостиницы следовало, что парковка автомобилей организована в целях обеспечения безопасности автотранспортных средств клиентов, а также для расширения перечня платных услуг, предоставляемых гостиницей для проживающих клиентов (п. 1.2 Положения), и гостиница несет ответственность за сохранность автотранспортных средств (п. 1.4 Положения).
В связи с тем что автомобиль истца был похищен со стоянки гостиницы, он правомерно обратился к ней с требованием о возмещении возникших убытков.
Факт хищения (угона) автомобиля неизвестными лицами подтверждается имеющимися в деле документами, в частности расшифровкой видеосъемки места размещения машины, которая зафиксировала угон автомобиля и нечинение этому препятствий сторожем гостиницы <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2005 г. N КГ-А40/3373-05.
3. К валютным ценностям, упоминаемым в п. 1 настоящей статьи, в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги <1>. К драгоценным вещам относятся вещи из серебра, золота, платины, палладия и др. Данное понятие может быть использовано судами и в расширительном значении и включать в себя иные дорогостоящие вещи.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
4. Учитывая, что вещи, оставленные в номере гостиницы, остаются во владении постояльца-поклажедателя, спорной является позиция относительно трактовки данного договора как договора хранения. Видимо, в данном случае условия более близки к договору охраны. В то же время нельзя рассматривать отношения между гостиницей и постояльцем в отрыве от договора об оказании гостиничных услуг в целом, которые подпадают по договор возмездного оказания услуг и включают в себя в том числе услуги по хранению и охране.