Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
Комментарий к Ст. 646 ГК РФ
1. В комментируемой статье отражено принципиальное отличие договора аренды транспортного средства без экипажа от договора фрахтования на время, по которому аналогичные расходы возлагаются на арендодателя (см. комментарии к ст. ст. 636 и 637 ГК). Это объясняется тем, что транспортное средство, взятое в аренду без экипажа, находится в фактическом обладании арендатора, управляется и эксплуатируется без участия арендодателя. К расходам на содержание арендованного транспортного средства относятся расходы по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии (см. подробнее комментарии к ст. ст. 634 и 635 ГК). Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, включают в себя расходы на оплату материалов, расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства, необходимых сборов, охраны транспортного средства и т.п. (см. подробнее комментарий к ст. 636 ГК).
2. Положения комментируемой статьи о страховании отличаются от предписаний ст. 637 ГК РФ (см. комментарий к ней). В данном случае, во-первых, нет указания на то, что страхование транспортного средства и ответственности арендатора должно быть обязательным в силу нормы закона или пункта договора. Во-вторых, страхование ответственности не ограничено страхованием внедоговорной ответственности перед третьими лицами (за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу). Таким образом, круг страховых рисков в комментируемой статье шире, нежели в ст. 637 ГК РФ <1>.
———————————
<1> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2002. Книга 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Вместе с тем в литературе высказана точка зрения, что в комментируемой статье имеются в виду те же самые виды страхования, что и в ст. 637 ГК РФ: обязательное страхование транспортного средства и внедоговорной ответственности за причинение вреда третьим лицам (см., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2006 (автор комментария — Г.С. Шапкина); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 (автор комментария — Е.Н. Васильева)). Т. 2.
3. Аналогичное комментируемой норме правило предусмотрено в п. 2 ст. 64 КВВТ РФ: арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности. Согласно п. 1 ст. 218 КТМ РФ фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы (в том числе расходы на содержание членов экипажа судна), а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.
4. Норма комментируемой статьи является диспозитивной, поэтому в договоре аренды может быть предусмотрено иное возложение (распределение) обязанностей по несению расходов на содержание, эксплуатацию и страхование транспортного средства.