1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Комментарий к Ст. 62 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает порядок (процедуру) ликвидации юридических лиц (далее - ЛЮЛ) и обязанности лиц, принявших решение о ЛЮЛ.
В п. 1 комментируемой статьи говорится об обязанностях лиц, которые приняли решение о ЛЮЛ. Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) ЮЛ или орган, принявший соответствующее решение, в трехдневный срок направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.
Форма уведомления о ЛЮЛ установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации ЮЛ, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган ЮЛ, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником ЮЛ является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников"; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала - п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.
3. Выступившие с инициативой ЛЮЛ учредители (участники) назначают и ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Для проведения ликвидации предусмотрена специальная процедура. Обязательным условием проведения ликвидации является обязанность учредителей (участников) ЮЛ или органа, принявшего соответствующее решение, письменно сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию ЮЛ, о предстоящей ликвидации.
На основе этого сообщения в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о его ликвидации, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.
Общие правила ЛЮЛ распространяются и на хозяйственные партнерства, однако при этом должны учитываться положения Закона о хозяйственных товариществах и соглашения об управлении партнерством.
Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ЛЮЛ может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О несостоятельности (банкротстве)".
5. Последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) ЮЛ обязанностей по его ликвидации является право заинтересованного лица или уполномоченного государственного органа обратиться в суд и потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.
6. Возможны ситуации, когда у самого ЮЛ нет достаточных средств на расходы, необходимые для его ликвидации и по каким-либо причинам невозможно возложить эти расходы на его учредителей (участников).
В таких случаях юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Однако в указанном Законе отсутствует конкретная статья, которая регулировала бы этот порядок.