1. Пожизненная рента определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты в течение его жизни.
2. Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, в расчете на месяц должен быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненной ренты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты на уровне указанной в абзаце первом настоящего пункта величины прожиточного минимума на душу населения, подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.
Комментарий к Ст. 597 ГК РФ
1. Размер пожизненной ренты является существенным условием договора, без которого договор считается незаключенным. Рентный платеж по договору пожизненной ренты выплачивается в течение всей жизни рентополучателя и представляет собой денежную сумму, которая не носит характер предпринимательского дохода, а имеет определенное социально значимое содержание: зачастую граждане распоряжаются своим имуществом путем передачи его по договору пожизненной ренты не столько ради получения дохода как такового, сколько с целью сохранения уровня жизнеобеспечения.
Рентный платеж не может быть установлен в виде выполнения работ или оказания услуг, передачи вещей или иного имущества, кроме денежной суммы.
2. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи размер пожизненной ренты ставился в зависимость от минимального размера оплаты труда, установленного законом. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» <1> исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 11-П положение ч. 2 ст. 5 данного Закона, предписывающее исчисление платежей по договору пожизненной ренты производить с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, признано не соответствующим Конституции РФ. Как было отмечено в данном Постановлении, «институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Между тем на определенном этапе развития Российской Федерации этому институту был придан более широкий смысл: минимальный размер оплаты труда использовался в различных отраслях законодательства в качестве критерия расчета социальных выплат, платежей по гражданско-правовым обязательствам, ставок налогов и сборов, государственных пошлин, штрафов и т.д., что было связано с необходимостью индексации размеров указанных платежей в условиях постоянного роста уровня инфляции».
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 26. Ст. 2729; 2008. N 51. Ст. 6205.
Придание этому институту более широких функций не согласуется с его конституционно-правовой природой (Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П; Определения от 11 июля 2002 г. N 191-О, от 16 мая 2007 г. N 375-О-П и др.).
Как сам минимально допустимый размер ренты по указанным договорам, так и используемые законодателем критерии увеличения рентных платежей должны быть разумными, соразмерными и адекватными целям, ради которых они устанавливаются в рамках гражданско-правового регулирования.
Действующее положение комментируемой статьи во взаимосвязи с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» снижает гарантии прав получателей ренты по указанным договорам, создаются предпосылки к несоразмерному ограничению права собственности и свободы договоров, а следовательно, к нарушению ст. ст. 8, 34, 35 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, в связи с чем данное положение утрачивает силу с момента введения в действие нового правового регулирования, которое законодатель обязан принять в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 г.
Однако до настоящего времени такой закон не принят (см. комментарий к ст. 602 ГК), в связи с чем суды не применяют Постановление Конституционного Суда РФ вопреки содержащемуся в нем предписанию <1>. Лишь в конце 2010 г. Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации», предусматривающий привязку размера пожизненной ренты к величине прожиточного минимума на душу населения, установленной законом субъекта Российской Федерации, по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора, а при отсутствии соответствующего закона размер пожизненной ренты определяется в размере не менее величины прожиточного минимума на душу населения, устанавливаемой в целом по Российской Федерации. Данная норма после вступления в силу закона должна распространяться на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров; в случае, если размер платежей по ним ниже размера, определяемого с учетом вновь устанавливаемых требований, заключенные ранее договоры должны быть приведены в соответствие с такими требованиями.
———————————
<1> Определение Верховного Суда РФ от 12 января 2010 г. N 5-В09-138.