Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.
Комментарий к Ст. 538 ГК РФ
1. Производитель сельскохозяйственной продукции относится к субъектам предпринимательской деятельности, которые несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств в сфере предпринимательства по общему правилу не на началах вины, а на началах причинения (п. 3 ст. 401 ГК). Между тем в данной статье содержится исключение из правила о безвиновной ответственности предпринимателей. Это обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства: большая часть посевных площадей в России находится в зоне рискованного земледелия, — всегда вероятны резкие колебания температуры, влияющие на созревание урожая, паводки. Кроме того, болезни растений и животных характеризуются, как правило, массовым поражением и тех и других. Поэтому законодатель предусмотрел возможность применения к производителю сельхозпродукции правила о виновной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по договору контрактации.
2. В комментируемых статьях о договоре контрактации отсутствует норма об ответственности заготовителя сельскохозяйственной продукции. Однако заготовитель, будучи субъектом предпринимательской деятельности, отвечает на общих основаниях, предусмотренных для предпринимателей, в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ. Если же заготовителем будет государственный орган, к примеру Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), то его ответственность будет строиться по принципу вины. В ст. 15 утратившего силу Федерального закона от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» была предусмотрена достаточно жесткая мера ответственности для покупателя сельскохозяйственной продукции (по терминологии Закона), — он должен был уплачивать поставщику пеню в размере 2% за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. Рецепция этой нормы была осуществлена при подготовке упомянутого выше Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».