1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.
Комментарий к Ст. 43 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим (далее - БО). Для обеспечения сохранности его имущества современный законодатель отказался от известной в прошлом опеки всего имущества в пользу договора доверительного управления его частью, требующей постоянного управления (ср. ст. 19 ГК 1964 г. и абз. 1 п. 1 ст. 43 ГК РФ). Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 38 ГК можно предположить, что речь идет о недвижимом, а так же ценном движимом имуществе. Решение суда, упоминаемое в абз. 1 п. 1 ст. 43, - решение о признании гражданина БО, но не о передаче его имущества для управления: а) после принятия заявления о признании гражданина БО судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина (п. 2 ст. 278 ГПК); б) решение суда о признании гражданина БО - основание для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им (п. 1 ст. 279 ГПК).
Поэтому вопрос о передаче имущества в управление так же о заключении договора решает не суд, а орган опеки/попечительства, что подтверждает правило п. 2 ст. 43, согласно которому управление имуществом безвестно отсутствующего (далее - УИБО) может быть установлено до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, а значит, во всяком случае до судебного признания безвестного отсутствия.
Итак, УИБО покоится на фактическом составе из трех последовательных юридических фактов: а) решение суда о признании гражданина БО; б) решение органа опеки так же попечительства о необходимости управления его имущ. и определение фигуры управляющего; в) договор доверительного УИБО, заключаемый органом опеки и попечительства с доверительным управляющим (абз. 1 п. 1 данной статьи). Основная функция последнего помимо обеспечения сохранности имущества БО - а) предоставление из этого имущ. содержания его иждивенцам и б) погашение его долгов по другим его обязательствам (абз. 2 п. 1 данной статьи). Поскольку доверительное управление имуществом возникает по основанию, предусмотренному законом, к нему могут применяться правила гл. 53 ГК, если иное не предусмотрено законом не вытекает из существа данных отношений (ст. 1026 ГК). Имущество безвестно отсутствующего, не требующее постоянного управления (с учетом вышесказанного - неценная движимость), находится за рамками сатьи 43 и не требует заключения договора (если иное не определяет специальный закон - п. 3 ст. 43).
2. В качестве исключения из общего правила законодатель в соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливает возможность до решения суда органом опеки а так же попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина, если годичный срок, установленный комментируемой статьей, не истек, но имущество в силу различных причин нуждается в непрерывном управлении.
Это право, но не обязанность органа опеки/попечительства,
Такие меры необходимы для охраны имущественных прав пропавшего гражданина с целью предотвращения утраты, порчи, хищения его имущества. Пункт 2 статьи 43 ГК РФ не предусматривает заключения договора доверительного управления с управляющим до вступления решения суда о признании гражданина БО в силу. В силу этого орган опеки и попечительства должен принять особые меры по охране имущества.
3. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к закону, когда говорит об иных последствиях признания лица БО, нежели предусмотренные комментируемой статьей. С учетом нормы п. 2 статьи 3 части первой ГК РФ (см. комментарий к нему) речь идет как о комментируемом Кодексе, так и принятых в соответствии с ним федеральных законах. Так, согласно п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие признания лица БО.
Кроме того, прекращается договор поручения (ст. 977 ГК РФ), комиссии (ст. 1002 ГК РФ), договор доверительного управления (ст. 1024 ГК РФ) и агентский договор (ст. 1010 ГК РФ).