Статья 1551. Условия экспорта единой технологии

1. Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.

Право на технологию может передаваться для использования единой технологии на территориях иностранных государств с согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.

2. Сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

18 декабря 2006 г.

N 230-ФЗ

Комментарий к Ст. 1551 ГК РФ

1. Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает норму, в соответствии с которой единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории России. Очевидно, данное требование относится не к технической реализации соответствующих разработок на территории иностранных государств, а к условиям договоров на создание и использование единых технологий. Поскольку единые технологии создаются за счет или с привлечением средств бюджетов соответствующих публичных образований (ст. 1543 ГК), закон охраняет в данном случае публичный интерес по созданию соответствующих рабочих мест и источников поступления налоговых средств на территории Российской Федерации.

Требование о практическом применении технологии на территории субъекта Федерации, за счет средств которого оплачена разработка, законом не предусмотрено, что соответствует положению ч. 1 ст. 8 Конституции РФ о гарантиях единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

2. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи определяет, что наряду с необходимостью соблюдения требований, предусмотренных законодательством о внешнеэкономической деятельности, для передачи права на технологию для использования ее на территориях иностранных государств необходимо согласие государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств, по договорам с которыми осуществлялось финансирование создания единой технологии.

Отчуждение права на технологию для ее использования на территории иностранного государства ГК РФ не предусматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1> государственными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Федерации, а также уполномоченные указанными органами государственной власти на размещение заказов получатели бюджетных средств. При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» государственным заказчиком вооружения и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по их разработке, а также по созданию новых технологий производства вооружения и военной техники в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 158 БК).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о передаче прав на единые технологии согласие на передачу технологии для использования на территории иностранного государства может быть дано в отношении технологии гражданского назначения при условии представления лицом, которому принадлежит право на единую технологию, доказательств невозможности самостоятельного практического применения этой единой технологии или передачи права на нее третьим лицам для практического применения на территории России. Правительством РФ должен быть установлен порядок получения согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на единую технологию гражданского назначения для использования на территориях иностранных государств, а также предоставлен перечень сведений, необходимых для доказательства невозможности самостоятельного практического применения этой единой технологии лицом, которому принадлежит право на эту единую технологию, или передачи права на нее третьим лицам для практического применения на территории РФ.

Упомянутое выше условие предоставления согласия на передачу права на использование технологии на территории иностранного государства, как представляется, не в полной мере соответствует потребностям оборота и публичным интересам государства. Как показывает опыт наиболее развитых в экономическом отношении государств, стратегия ограничения экспорта передовых технологий является эффективной только до определенного момента, связанного с насыщением внутреннего рынка и созданием новых технологий более высокого уровня. В дальнейшем экспорт устаревающих технологий может отвечать потребностям страны. Существенно, что в отношении технологий военного, двойного и специального назначения, где публичный интерес выражен намного сильнее, подобное требование отсутствует. Это обусловлено тем, что в сфере военно-технического сотрудничества передача технологий, в том числе новейших, является обычной практикой, нецелесообразность запрета на экспорт технологий, которые могут использоваться на территории РФ, при принятии Закона о передаче прав на единые технологии была очевидной.

3. Законодательство о внешнеэкономической деятельности, к которому отсылает комментируемая статья, предусматривает особый правовой режим для передачи технологий военного, двойного и специального назначения. Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» «в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях». По п. 3 ст. 1 этого же Закона «особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле». При этом в соответствии с абз. 3 ст. 2 Федерального закона «Об экспортном контроле» «экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества». Базовым нормативным правовым актом в этой сфере является Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее — Закон о военно-техническом сотрудничестве).

В соответствии со ст. 1 Закона о военно-техническом сотрудничестве «военно-техническое сотрудничество — деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения». Согласно абз. 3 этой же статьи Закона о военно-техническом сотрудничестве «продукция военного назначения — вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области». Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), являются важной составной частью продукции военного назначения продукции военного назначения.

Как показывает анализ ограничений оборота исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества <1>, законодательством предусмотрен общий запрет на оборот продукции военного назначения, в том числе результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них. Вопросы заключения внешнеторговых сделок, ввоза и вывоза продукции военного назначения регулируются Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» и утвержденными им положениями, в числе которых:

———————————
<1> Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». М.: Междунар. отношения, 2002. С. 91 — 92.

— Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

— Положение о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента РФ, Правительства РФ и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения;

— Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами исключительно Президент РФ принимает решения о передаче иностранным заказчикам лицензий на производство продукции военного назначения. В соответствии с терминологией гл. 77 ГК РФ и практикой военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами передача лицензий на производство продукции военного назначения означает передачу права на технологию для ее использования на территории иностранного государства.

Для осуществления сделки по передаче технологии военного назначения необходима также лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (далее — ФСВТС России) на вывоз технической документации. Для получения лицензии заявитель представляет в ФСВТС России документы, подтверждающие урегулирование с Минюстом России вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации. В соответствии с п. 6 Приказа Минюста России от 26 декабря 2002 г. N 355 <1> (в ред. Приказа Минюста России от 16 февраля 2007 г. N 33) «Об утверждении Порядка представления и рассмотрения документов в Министерстве юстиции Российской Федерации для урегулирования вопросов правовой защиты государственных интересов при экспорте продукции военного назначения, содержащей результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации», таким документом является письмо Министерства юстиции РФ с заключением об урегулировании вопросов правовой защиты результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, при экспорте продукции военного назначения.

———————————
<1> БНА. 2003. N 9.

Основным условием согласования с Минюстом России является заключение организацией — производителем или разработчиком продукции военного назначения лицензионного договора с ФГУ «ФАПРИД» при Минюсте России на право использования при выполнении контракта с иностранным заказчиком результатов НИОКР, полученных за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» <1> и Порядком взимания платежей в соответствии с заключаемыми лицензионными договорами, утвержденным Приказом Минюста России от 21 марта 2008 г. N 72 <2>. Обязанность Минюста России обеспечивать заключение лицензионных договоров с определением в них стоимости использования (передачи) указанных результатов (прав) при принятии решений об экспорте продукции военного назначения, предусматривающих вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, установлена также п. 9 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» <3>.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 40. Ст. 4964.

<2> БНА. 2008. N 16.

<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 3995.

Заявление на получение лицензии на вывоз продукции военного назначения согласовывается с Министерством обороны РФ или другим государственным заказчиком продукции военного назначения, в интересах которого осуществляются ввоз и (или) вывоз указанной продукции.

В практике военно-технического сотрудничества имеют место случаи, когда российские участники военно-технического сотрудничества передают иностранным заказчикам технологии под видом поставки товаров (вещей), к которым законодательством отнесена конструкторская документация. Несмотря на то что такие сделки очевидно носят притворный характер, формально они не вызывают подозрений у органов исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Так, по мнению Федерального арбитражного суда Московского округа, организация лицензионного производства танков Т-90 российской разработки в Индии осуществлялась в соответствии с действующим российским законодательством, несмотря на то что иностранным заказчикам передавались не права на использование результатов интеллектуальной деятельности, а конструкторская документация <1>.

———————————
<1> Постановление ФАС Московского округа от 30 июня 2003 г. N КА-А40/3989-03.

В отношении технологий, подпадающих под действие законодательства об экспортном контроле, но не относящихся к продукции военного назначения, применяется Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 691 <1>. Основным отличием процедуры выдачи лицензии от порядка, принятого в сфере военно-технического сотрудничества, является то, что заявитель представляет документ, подтверждающий направление в Министерство юстиции РФ документов, необходимых для урегулирования вопросов правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, использованных при создании передаваемой иностранному лицу продукции, права на которые принадлежат государству, а не документы, подтверждающие это урегулирование. Согласование документов на выдачу лицензии с государственным заказчиком законодательством об экспортном контроле не предусмотрено.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 38. Ст. 4324.

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи сделки, предусматривающие использование единой технологии за пределами Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона о передаче прав на единые технологии порядок государственной регистрации сделок, предусматривающих использование единых технологий гражданского назначения на территориях иностранных государств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 <1>, эти функции возложены на Минобрнауки России. В соответствии с п. 3 ст. 14 указанного Закона для государственной регистрации сделки, предусматривающей использование единой технологии гражданского назначения на территории иностранного государства, представляются следующие документы:

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2562.

1) заявление лица, осуществляющего передачу права на единую технологию;

2) документы, на основании которых лицо приобрело право на единую технологию, либо нотариально заверенные копии таких документов;

3) соответствующее соглашение (договор) о передаче права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства;

4) согласие в письменной форме государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства либо документы, подтверждающие обращение лица, осуществляющего передачу права на данную единую технологию, за получением согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств в срок не позднее чем за три месяца до даты подачи документов для государственной регистрации соответствующей сделки;

5) нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации лица, заключившего соответствующее соглашение (договор) о передаче права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства (в случае, если указанные документы составлены на иностранном языке, представляются их нотариально заверенные переводы), — для юридических лиц;

6) документы, удостоверяющие личность (в случае, если указанные документы составлены на иностранном языке, представляются их нотариально заверенные переводы), — для физических лиц;

7) доверенность в случае, если от имени лица, заключившего соответствующее соглашение (договор) о передаче права на единую технологию гражданского назначения для использования на территории иностранного государства, выступает представитель;

8) документ, подтверждающий уплату пошлины за государственную регистрацию соответствующей сделки.

Согласно п. 2.2.2 Приказа Роспатента от 24 марта 2009 г. N 42 функции по внесению на основании решений Роспатента записей в реестр сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации, возложены на Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

5. С момента вступления в силу Закона о передаче прав на единые технологии нормы ст. 1551 ГК РФ не подлежат применению в отношении экспорта единых технологий военного, специального и двойного назначения, поскольку в соответствии со ст. 15 упомянутого Закона «передача прав на единые технологии военного, специального или двойного назначения, а также прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав этих единых технологий, для использования на территориях иностранных государств осуществляется в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля».

Нормами законодательства об экспортном контроле государственная регистрация сделок по передаче прав на технологии не предусмотрена. В соответствии с п. 21 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», подписанные контракты регистрируются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в целях их учета. Отсутствие регистрации не влияет на действительность сделок.

18 декабря 2006 года N 231-ФЗ