Правила настоящей главы применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.
Указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита.
Комментарий к Ст. 1543 ГК РФ
1. Комментируемая статья наряду с предыдущей является общей по отношению ко всей гл. 77 ГК РФ и применяется с учетом положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (далее — Закон о передаче прав на единые технологии), который регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, принадлежащие Российской Федерации или субъекту Российской Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов. Как видим, в указанном Законе определены особенности распоряжения правом на единую технологию, принадлежащим Российской Федерации, а также установлен порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Российской Федерацией или субъектами Федерации права на технологию. Кроме того, учтены возможные случаи и порядок передачи публичными образованиями права на технологию без проведения конкурса или аукциона.
Основополагающее значение комментируемой статьи отмечают некоторые российские авторы, например, С.И. Крупко пишет, что поскольку результаты интеллектуальной деятельности, объединяемые в единую технологию, создавались за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, исключительные права с учетом положений ст. 1547 — 1549 ГК РФ могут принадлежать как разработчику, так и Российской Федерации или субъекту Федерации. Это в свою очередь предопределяет условия, порядок и содержание заключаемых договоров в рамках гл. 77 ГК РФ <1>.
———————————
<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части третья, четвертая ГК РФ / Под ред. Т.Г. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова; Ин-т государства и права РАН. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. С. 664 — 665.
2. Основываясь на содержании комментируемой статьи, можно сказать, что законодатель определил сферы использования прав на технологию в зависимости от назначения: гражданского, военного, специального, двойного.
Следует обратить внимание на то, что установленный перечень является закрытым и использовать права на технологию в этих сферах возможно лишь при условии, что технология создана за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.
Это ограничение позволило некоторым авторам сделать небезосновательный вывод, что гл. 77 ГК РФ рассчитана на применение в области военных и специальных технологий. Подтверждение сказанному можно найти в абз. 2 этой же статьи, устанавливающем следующее ограничение: указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита. Между тем в научной литературе сформулировано мнение, согласно которому конструкция «единой технологии» могла бы найти свое применение и в других сферах, без участия субъектов публичного права и как специальный элемент сложного объекта (ст. 1240 ГК) <1>.
———————————
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая С.С. Алексеева, А.С. Васильева, В.В. Голофаева, Б.М. Гонгало и др. (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См., например: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010.
По нашему мнению, в комментируемой статье содержится исключение из общего правила, установленного ст. 1240 ГК РФ, поэтому если технология создана за счет частного капитала, то оснований к запрету ее использования в иных сферах не усматривается <1>. При этом особенности передачи прав на единые технологии гражданского назначения, созданные за счет бюджетных средств или с их привлечением, для использования на территориях иностранных государств установлены ст. 14 Закона о передаче прав на единые технологии.
———————————
<1> О значимости прав на единые технологии гражданского назначения свидетельствует ряд документов, принятых на уровне Правительства РФ, к примеру: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2006 г. N 696 «Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства РФ. 2006. N 48. Ст. 5027); Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. N 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (Собрание законодательства РФ. 2009. N 15. Ст. 1841).
3. Определяя сферу военного назначения, следует обратиться к ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» <1> (с изм. от 7 мая 2009 г.), которая устанавливает, что под продукцией военного назначения понимается вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области. Одновременно устанавливается, что к продукции военного назначения относятся:
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.
— вооружение и военная техника — комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
— системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
— взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;
— инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
— специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
— объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
— системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
— коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
— специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
— техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
— научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
— стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
— результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
— научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
— специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;
— обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
— создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
— подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;
— передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
— проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;
— предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
— передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
— проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;
— показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории РФ и за пределами территории РФ;
— услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
— создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
— исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
— ремонт вооружения и военной техники;
— консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
— иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству РФ.
Как видим, при всей стратегической важности продукции военного назначения перечень открыт.
4. Под технологией специального назначения (в рамках комментируемой статьи) понимаются технологии, которые используются для разработки и производства такого имущества, как специальная техника, продукция производственно-технического назначения и имущество, создаваемое посредством научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа <1>.
———————————
<1> Приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Финансовая газета. 18.02.2010. N 8.
Вместе с тем высказано иное суждение о содержании термина «продукция специального назначения». Так, А.А. Молчанов отмечает, что под продукцией специального назначения следует понимать товары, информацию, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, права на них, кроме тех, которые относятся к продукции военного и двойного назначения, предназначенной для применения правоохранительными органами и специальными службами в целях осуществления задач по обеспечению общественного порядка и безопасности государства <1>. С.П. Гришаев полагает, что в данном случае понимаются технологии, применяемые при создании оборудования для МЧС, оперативно-розыскной деятельности и т.п. <2>.
———————————
<1> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный): научно-практический / Под ред. Ю.А. Дмитриева, А.А. Молчанова. М.: Деловой двор, 2008 (автор комментария к гл. 77 ГК РФ — А.А. Молчанов).
<2> Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность // СПС «ГАРАНТ». 2009.
Уважая позицию известных отечественных цивилистов, позволим себе обратить внимание на ограничение (можно сказать, императивный запрет), установленное абз. 2 комментируемой статьи: единая технология должна быть выполнена за счет государственного бюджета. С учетом изложенного делаем вывод, что основаниями отнесения технологии к технологиям специального назначения является не только сфера ее применения, но и статьи финансирования.
5. Под технологией двойного назначения следует понимать технологию, применяемую для создания имущества, которое может быть использовано ее собственником (владельцем, пользователем) как в гражданских, так и в военных целях (например, вездеход, который может быть использован не только военными в войсках, но и гражданским населением в период паводка). При этом данная продукция должна быть включена в таком качестве в специальные списки и перечни, утверждаемые уполномоченными государственными органами, и только после этого она может указываться в иных нормативных правовых актах <1>. К примеру, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 января 2009 г. N 64с «О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения» <2> к продукции двойного назначения относится та, которая может быть использована в военных целях.
———————————
<1> См., например: Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 19 (ч. 2). Ст. 1881.
<2> Собрание законодательства РФ. 2009. N 3. Ст. 365.
Интересно отметить, что термин «двойное назначение» используется не только в военной сфере. Так, известен ряд нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по разработке и использованию продукции двойного назначения. В качестве примеров можно привести следующие Постановления Правительства РФ:
— от 26 февраля 2002 г. N 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» <1>;
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 9. Ст. 935.
— от 29 декабря 2001 г. N 941 «О контроле за вывозом из Российской Федерации в Ирак товаров и технологий двойного назначения и иных средств, подпадающих под действие международного механизма постоянного наблюдения и контроля» <1>;
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 3. Ст. 216.
— от 14 июня 2001 г. N 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» <1>.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 26. Ст. 2677.
6. В диспозиции комментируемой статьи упоминаются бюджетные средства, выделяемые для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов. В данном случае имеются в виду государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 763 — 768 ГК), договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 — 778 ГК). Применительно к передаче прав на единые технологии эти нормы следует применять в совокупности с положениями гл. 2 Закона о передаче прав на единые технологии.
Наконец, нуждается в комментарии положение о том, что правила гл. 77 ГК РФ применяются к отношениям, связанным с правом на технологию, созданную за счет субсидий, под которыми принято понимать денежные средства (финансовую помощь), выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные для целевого использования. Так, в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса (далее — БК) РФ <1> субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
———————————
<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 179 БК РФ предусматривается возможность предоставления субсидий бюджету субъекта Федерации (местному бюджету) на реализацию долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Федерации (местных бюджетов). При этом условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Использование бюджетных средств на безвозмездной основе в процессе создания единых технологий является существенным условием применения положений гл. 77 ГК РФ. Правовой режим единых технологий, при создании которых не использовались бюджетные средства, определяется положениями Кодекса о сложном объекте исключительных прав (ст. 1240 ГК).
По мнению некоторых авторов, специальные правила в отношении технологий, создаваемых с использованием бюджетных средств, направлены прежде всего на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, а также на создание новых технологий, обеспечение скорейшего внедрения таких технологий и их введения в экономический оборот. Именно поэтому нормы комментируемой главы не распространяются на ситуации, когда средства соответствующих бюджетов предоставляются в качестве бюджетных кредитов, так как при этом Россия и ее субъекты не финансируют разработку, а лишь предоставляют средства иным лицам для создания технологии на возвратной и возмездной основе.
Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье не случайно отсутствует указание на использование средств местных бюджетов, так как финансирование деятельности по разработке новых технологий не входит в задачи местного самоуправления. Если средства местного бюджета были использованы при создании единой технологии, на такую технологию распространяется общий режим сложного объекта интеллектуальной собственности (ст. 1240 ГК) <1>.
———————————
<1> Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: Проспект, 2009.
В то же время интересно отметить, что оговорка в диспозиции комментируемой статьи о том, что единая технология может создаваться не только за счет, но и с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации, дает основания сделать вывод о том, что в данном случае речь не идет о ситуациях, когда бюджетные средства предоставляются в форме кредита, т.е. на условиях возвратности (согласно ст. 6 БК бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление денежных средств в том числе юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе) <1>.
———————————
<1> Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность // СПС «ГАРАНТ». 2009.
Оригинальное мнение об источниках финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации) затрат на создание единой технологии высказал профессор В.И. Еременко, который относит их к определяющим в самом понятии единой технологии. В частности, он полагает, что требование об источнике финансирования является условием (признаком) создания единой технологии, без такого условия (признака) правовая конструкция единой технологии в принципе несостоятельна <1>. Иначе говоря, единой технологией может признаваться лишь тот результат интеллектуальной деятельности, который создан за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной основе.
———————————
<1> Еременко В.И. Единая технология и принадлежность прав на нее в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Адвокат. 2008. Август. N 8.
Этот вывод не соответствует абз. 2 комментируемой статьи, в котором установлено, что единые технологии могут быть созданы за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита. Иное дело, что гл. 77 ГК РФ не применяется к отношениям, связанным с правом на такую технологию.
Следует обратить внимание на то, что ни в комментируемой статье, ни в других статьях гл. 77 ГК РФ не раскрыто значение слов «за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации». В деловом коммерческом обороте термин «за счет» используют в случаях указания источника финансирования какого-либо мероприятия, работы, услуги. Понятием «привлечение средств» характеризуют использование средств, не принадлежащих субъекту, но временно участвующих в его хозяйственном обороте в качестве источника финансирования на основании заключенных договоров.
7. В завершение комментария рассматриваемой статьи отметим, что, несмотря на, казалось бы, относительную новизну законодательства о единых технологиях, правоприменение и его анализ выявили необходимость внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты. В этих целях разработана Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 — 2011 гг., которая утверждена Торгово-промышленной палатой РФ <1>. В частности, в Концепции отмечается, что, несмотря на частое использование в российском законодательстве понятий «технология гражданского назначения», «технология военного назначения», нормативно-правовое определение указанных понятий отсутствует. Поскольку принадлежность технологии к одному из указанных видов является условием ее охраны в соответствии с положениями гл. 77 ГК РФ, во избежание коллизий и неправильного толкования закона необходимо ввести законодательные определения или критерии для отнесения технологий к технологиям гражданского, военного, специального или двойного назначения.
———————————
<1> Текст Концепции официально опубликован не был.
Кроме того, необходимо обратить внимание на заложенные в тексте ГК РФ внутренние противоречия между общими и специальными нормами. Пункт 5 ст. 1240 ГК РФ устанавливает, что положения об использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета.
Вместе с тем согласно специальным нормам гл. 77 ГК РФ положения указанной главы регулируют отношения, связанные с правом на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации. В целях устранения законодательной коллизии предлагается внести соответствующие изменения в ГК РФ <1>.
———————————
<1> Более подробно о проблемах передачи прав на единые технологии см.: Корчагина Н.П. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.