Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания

1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).

2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Комментарий к Ст. 1477 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит понятия товарного знака и знака обслуживания, отражающие их основной признак и назначение — индивидуализация товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Подобные определения содержались и в Законе РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» <1>, утратившем силу с 1 января 2008 г. До введения в действие Закона РФ действовал Закон СССР от 3 июля 1991 г. N 2293-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания» <2>, пришедший на смену Постановлению Совмина СССР от 15 мая 1962 г. N 442 «О товарных знаках» <3>, которое рассматривало товарный знак и знак обслуживания как оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия и слова, отдельные сочетания букв, цифр, виньетки, различные виды упаковок, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.), служащее для отличия товаров или услуг одного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий и для их рекламы.

———————————
<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.

<2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 30. Ст. 864.

<3> СП СССР. 1962. N 7. Ст. 59.

До 1962 г. отношения по регистрации и использованию товарных знаков регулировались Декретом о товарных знаках от 10 ноября 1922 г. <1> и Инструкцией по применению Декрета о товарных знаках, утвержденной Постановлением ВСНХ РСФСР, Наркомюста РСФСР, СТО РСФСР от 6 октября 1923 г. <2>.

———————————
<1> СУ РСФСР. 1922. N 75. Ст. 939.

<2> СУ РСФСР. 1923. N 71. Ст. 697.

2. Согласно ст. 13 Вводного закона части четвертой ГК РФ, произведенная ранее в бывшем СССР регистрация товарных знаков и знаков обслуживания продолжает действовать на территории РФ. Ее действие может быть прекращено на территории РФ в случае нарушения предусмотренных действовавшим на дату подачи заявки законодательством условий регистрации в порядке, установленном ст. 1513 ГК РФ, а также в случаях и в порядке, которые установлены п. 1 ст. 1514 ГК РФ. Необходимо учитывать, что 10-летнее действие исключительного права на товарные знаки, зарегистрированные в бывшем СССР, уже истекло.

3. Особенности регистрации товарных знаков, их правового режима определяются не только ГК РФ и подзаконными актами (см. вступительное слово), но и международными договорами, в частности:

— Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г. (далее — Парижская конвенция 1883 г.);

— Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. (далее — Мадридское соглашение 1891 г.);

— Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. (далее — Ниццкое соглашение 1957 г.);

— Сингапурским договором о законах по товарным знакам 1994 г. (далее — Сингапурский договор 1994 г.);

— Минским соглашением о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 г. (далее — Минское соглашение 1999 г.).

4. Определение товарного знака основано на понятии «товар», используемом в законодательстве в разных значениях. Анализируя ст. 129 и 455 ГК РФ, можно определить товар как вещь, которая может свободно отчуждаться или переходить от одного лица другому в порядке универсального правопреемства. Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Вместе с тем п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» дает более широкое определение товара. Это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Подобное определение характерно для Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Трактовка понятия «товар» имеет значение как при регистрации товарного знака, так и при его использовании, а также при определении нарушения исключительного права. Так, в одном из споров суд обоснованно указал на то, что использование товарного знака в агитационной печатной продукции невозможно, так как данный знак является обозначением и средством индивидуализации исключительно товаров или услуг (ст. 1477 ГК) <1>.

———————————
<1> Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 83-Г09-8 // СПС «КонсультантПлюс».

5. В п. 2 комментируемой статьи говорится о знаках обслуживания, которые в отличие от товарных знаков индивидуализируют работы и услуги. В то же время в соответствии со ст. 6 Парижской конвенции 1883 г. страны Евросоюза обязуются охранять знаки обслуживания. Они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков.

Гражданский кодекс РФ не дает определения понятий работы и услуги. В соответствии с п. 4, 5 ст. 38 НК РФ работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Применительно к товарным знакам и знакам обслуживания не проводится строгого деления на работы и услуги, впрочем, как и в Ниццком соглашении 1957 г. Однако, как известно, при оказании услуг деятельность обязанной стороны неотделима от результата этой деятельности и при оказании услуг, в отличие от работ, нет овеществленного результата.

Классификация товаров, работ и услуг производится в соответствии с Ниццким соглашением 1957 г. <1>. Классификация состоит из перечня классов, на которые разделены все виды товаров, работ и услуг, и алфавитного перечня товаров и услуг с указанием класса, к которому отнесены каждый товар или услуга.

———————————
<1> Вступил в силу с 8 апреля 1961 г., вступил в силу для СССР с 26 июня 1971 г.

Важно отметить, что по всему тексту Гражданского кодекса РФ при упоминании товарного знака имеется в виду также и знак обслуживания.