1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Комментарий к Ст. 1477 ГК РФ
1. Комментируемая статья содержит понятия товарного знака и знака обслуживания, отражающие их основной признак и назначение — индивидуализация товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Подобные определения содержались и в Законе РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» <1>, утратившем силу с 1 января 2008 г. До введения в действие Закона РФ действовал Закон СССР от 3 июля 1991 г. N 2293-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания» <2>, пришедший на смену Постановлению Совмина СССР от 15 мая 1962 г. N 442 «О товарных знаках» <3>, которое рассматривало товарный знак и знак обслуживания как оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия и слова, отдельные сочетания букв, цифр, виньетки, различные виды упаковок, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.), служащее для отличия товаров или услуг одного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий и для их рекламы.
———————————
<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.
<2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 30. Ст. 864.
<3> СП СССР. 1962. N 7. Ст. 59.
До 1962 г. отношения по регистрации и использованию товарных знаков регулировались Декретом о товарных знаках от 10 ноября 1922 г. <1> и Инструкцией по применению Декрета о товарных знаках, утвержденной Постановлением ВСНХ РСФСР, Наркомюста РСФСР, СТО РСФСР от 6 октября 1923 г. <2>.
———————————
<1> СУ РСФСР. 1922. N 75. Ст. 939.
<2> СУ РСФСР. 1923. N 71. Ст. 697.
2. Согласно ст. 13 Вводного закона части четвертой ГК РФ, произведенная ранее в бывшем СССР регистрация товарных знаков и знаков обслуживания продолжает действовать на территории РФ. Ее действие может быть прекращено на территории РФ в случае нарушения предусмотренных действовавшим на дату подачи заявки законодательством условий регистрации в порядке, установленном ст. 1513 ГК РФ, а также в случаях и в порядке, которые установлены п. 1 ст. 1514 ГК РФ. Необходимо учитывать, что 10-летнее действие исключительного права на товарные знаки, зарегистрированные в бывшем СССР, уже истекло.
3. Особенности регистрации товарных знаков, их правового режима определяются не только ГК РФ и подзаконными актами (см. вступительное слово), но и международными договорами, в частности:
— Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г. (далее — Парижская конвенция 1883 г.);
— Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. (далее — Мадридское соглашение 1891 г.);
— Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. (далее — Ниццкое соглашение 1957 г.);
— Сингапурским договором о законах по товарным знакам 1994 г. (далее — Сингапурский договор 1994 г.);
— Минским соглашением о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 г. (далее — Минское соглашение 1999 г.).
4. Определение товарного знака основано на понятии «товар», используемом в законодательстве в разных значениях. Анализируя ст. 129 и 455 ГК РФ, можно определить товар как вещь, которая может свободно отчуждаться или переходить от одного лица другому в порядке универсального правопреемства. Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Вместе с тем п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» дает более широкое определение товара. Это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Подобное определение характерно для Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Трактовка понятия «товар» имеет значение как при регистрации товарного знака, так и при его использовании, а также при определении нарушения исключительного права. Так, в одном из споров суд обоснованно указал на то, что использование товарного знака в агитационной печатной продукции невозможно, так как данный знак является обозначением и средством индивидуализации исключительно товаров или услуг (ст. 1477 ГК) <1>.
———————————
<1> Определение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 83-Г09-8 // СПС «КонсультантПлюс».
5. В п. 2 комментируемой статьи говорится о знаках обслуживания, которые в отличие от товарных знаков индивидуализируют работы и услуги. В то же время в соответствии со ст. 6 Парижской конвенции 1883 г. страны Евросоюза обязуются охранять знаки обслуживания. Они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков.
Гражданский кодекс РФ не дает определения понятий работы и услуги. В соответствии с п. 4, 5 ст. 38 НК РФ работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Применительно к товарным знакам и знакам обслуживания не проводится строгого деления на работы и услуги, впрочем, как и в Ниццком соглашении 1957 г. Однако, как известно, при оказании услуг деятельность обязанной стороны неотделима от результата этой деятельности и при оказании услуг, в отличие от работ, нет овеществленного результата.
Классификация товаров, работ и услуг производится в соответствии с Ниццким соглашением 1957 г. <1>. Классификация состоит из перечня классов, на которые разделены все виды товаров, работ и услуг, и алфавитного перечня товаров и услуг с указанием класса, к которому отнесены каждый товар или услуга.
———————————
<1> Вступил в силу с 8 апреля 1961 г., вступил в силу для СССР с 26 июня 1971 г.
Важно отметить, что по всему тексту Гражданского кодекса РФ при упоминании товарного знака имеется в виду также и знак обслуживания.