Статья 1473. Фирменное наименование

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) утратил силу с 1 октября 2014 г.;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

Комментарий к Ст. 1473 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особенности правового режима фирменных наименований наряду со специальными законами о юридических лицах, в частности Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. «О введении в действие положения о фирме» <1> утратило силу с 1 января 2008 г. Нормы о фирменных наименованиях содержатся в международных договорах, в частности в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г.

———————————
<1> Собрание законодательства СССР. 1927. N 40. Ст. 395.

2. К особенностям фирменных наименований относятся следующие:

1) назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации субъекта — юридического лица, в качестве которого может выступать только коммерческая организация. Субъектами прав на фирменное наименование не могут быть структурные подразделения юридических лиц, в частности филиалы, представительства и т.п.

Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица не могут приобрести право на фирменное наименование;

2) фирменное наименование должно быть постоянным и неизменным, сохраняющим свое название даже при переходе прав на доли (акции) в уставном, складочном капитале, а также имущества от одного юридического лица к другому. Внесение изменения в фирменное наименование требует внесения изменений в учредительные документы юридического лица и соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц;

3) фирменное наименование не должно вводить потребителя в заблуждение;

4) исключительное право на фирменное наименование, как правило, носит бессрочный характер и возникает с момента государственной регистрации юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>. Для возникновения прав на фирменное наименование не требуется какой-либо специальной регистрации. В учредительных документах юридического лица, заявлении о государственной регистрации юридического лица должно быть указано его наименование (полное) и по желанию — сокращенное <2>;

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. N 13. 26.06.2002.

5) юридическое лицо может обладать лишь одним фирменным наименованием в отличие от других средств индивидуализации.

Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица и отличительный элемент, который представляет собой «собственно наименование юридического лица».

3. В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятие фирменного наименования. Фирменное наименование представляет собой наименование коммерческой организации, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота и возникает при регистрации юридического лица. Гражданский кодекс РФ не предусматривает какой-либо специальной регистрации фирменных наименований, что соответствует нормам Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи фирменное наименование включает в себя наименование как совокупность двух элементов: указания на организационно-правовую форму юридического лица и отличительного элемента. Согласно п. 1 письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 1992 г. N С-13/ОПИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике» <1> при установлении факта, свидетельствующего о том, что ответчик свое наименование зарегистрировал раньше истца либо одно наименование присвоено различным формированиям (акционерное общество, кооператив, совместное предприятие и т.п.), требование истца об изменении ответчиком своего наименования не может быть удовлетворено. Таким образом, если организационно-правовая форма юридических лиц не совпадает, то даже при совпадении отличительного элемента нарушение исключительного права не имеет места.

———————————
<1> Вестник ВАС РФ. 1992. N 1.

4. В некоторых случаях законодательство прямо определяет требования к фирменному наименованию. Например, п. 3 ст. 69 ГК РФ предусматривает, что фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и «полное товарищество», а п. 3 ст. 113 ГК РФ устанавливает, что фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Общество вправе иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках и языках народов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» <1> в фирменном наименовании юридического лица не должны использоваться слова «биржа» и «товарная биржа», если оно не удовлетворяет требованиям названного Закона.

———————————
<1> Ведомости РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

5. Комментируемая статья содержит ряд новелл по сравнению с действовавшим до 1 января 2008 г. законодательством, а именно:

— установление требований к использованию иноязычных заимствований в фирменных наименованиях;

— установление ограничений на использование отдельных наименований и обозначений в фирменном наименовании;

— ограничение на использование слов «Российская Федерация» и производных от них;

— последствия нарушения норм об ограничениях при использовании отдельных наименований и обозначений в фирменном наименовании.

При этом согласно ст. 14 Вводного закона к части четвертой ГК РФ фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам § 1 гл. 76 Кодекса, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц.

6. Комментируемая статья — одна из немногих статей части четвертой ГК РФ, в которую за трехлетний срок действия этой части Кодекса были внесены изменения, коснувшиеся порядка использования слов «Российская Федерация», «Россия». В октябре 2008 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» <1>, которым полномочия по определению оснований и порядка использования слов «Россия», «Российская Федерация» были переданы Правительству РФ. Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» <2> предусмотрено, что разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции РФ в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшим налогоплательщикам, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйствующего субъекта находятся в собственности Российской Федерации.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 45. Ст. 5147.

<2> Собрание законодательства РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

В прежней редакции п. 4 комментируемой статьи включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования «Российская Федерация», а также слов, производных от этого наименования, допускалось по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежало Российской Федерации, а порядок выдачи и отзыва разрешений должен был устанавливаться законом.

Если фирменное наименование юридического лица не приведено в соответствие с требованиями п. 3 и 4 комментируемой статьи при первом внесении изменений в учредительные документы юридического лица после 1 января 2008 г., то согласно п. 5 этой статьи орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения абз. 3 п. 2 и п. 3 ст. 61 ГК РФ о принудительной ликвидации в данном случае не применяются (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.).