Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение

1. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

2. Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

3. К отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Комментарий к Ст. 1314 ГК РФ

1. К исполнителям в соответствии со ст. 1313 ГК РФ относятся:

— артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера);

— режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления);

— дирижер.

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В качестве неделимого исполнения может выступать исполнение музыканта и певца.

Отношения из совместного исполнения имеют много общих черт с соавторством (см. комментарий к ст. 1258 ГК), в частности:

1) исполнение, как и произведение, представляет собой результат творческой деятельности;

2) возникновение отношений соавторства независимо от того, образует ли объект неразрывное целое или состоит из элементов, имеющих самостоятельное значение;

3) недопустимость запрета на использование без достаточных оснований, если объект образует неразрывное целое;

4) возможность использования части (элемента) объекта;

5) порядок распределения доходов;

6) возможность самостоятельно принимать меры по защите нарушенных прав даже в тех случаях, когда объект представляет собой неразрывное целое. Данное положение является новеллой ГК РФ.

2. Различия заключаются в том, что использование произведения, созданного в соавторстве, по общему правилу осуществляется авторами совместно, а применительно к исполнению смежные права осуществляет руководитель коллектива исполнителей (например, дирижер, руководитель труппы), который может рассматриваться в качестве законного представителя (представительство, базирующееся на указании закона). Зачастую коллектив исполнителей образует самостоятельный субъект, выступающий под определенным названием, которое можно рассматривать как псевдоним и которое может быть зарегистрировано в качестве товарного знака с учетом того, что правообладателем может быть либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель.

В комментируемой статье определено правовое положение представителя коллектива исполнителей при осуществлении смежных прав на совместное исполнение. Руководитель коллектива является законным представителем соисполнителей в их отношениях по использованию совместного исполнения, распоряжению правами на это исполнение, в том числе путем заключения договоров об отчуждении исключительного права на исполнение, лицензионных договоров от имени всех исполнителей независимо от их волеизъявления; передача полномочий исполнителями руководителю коллектива при этом не нужна. При отсутствии руководителя члены коллектива исполнителей осуществляют права на созданное ими исполнение совместно. Кроме того, соглашением между соисполнителями может быть предусмотрено иное, т.е., как отмечается в Комментарии к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации под редакцией А.Л. Маковского, «таким соглашением может быть изменена презумпция в отношении совместного осуществления прав при отсутствии руководителя коллектива исполнителей, но не положение об осуществлении прав руководителем коллектива исполнителей, которое следует признать императивным» <1>.

———————————
<1> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Поглавный / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

Необходимо отметить, что коллектив не представляет собой субъекта гражданских правоотношений. Субъектами являются физические лица, чьим творческим трудом исполняется произведение. Как отмечает С.П. Гришаев, на практике иногда используются такие понятия, как «антрепренер», «импресарио», «коммерческий директор» и др., функции этих лиц могут совпадать с функциями руководителя коллектива (если последний не занимается творческими вопросами, а выполняет только организационные функции). Взаимоотношения указанных лиц с исполнителями должны регулироваться нормами агентского договора. Таким образом, нормы о смежных правах применимы только к тем руководителям коллективов, которые выполняют творческие функции <1>. Ранее сходное положение содержалось в п. 4 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах. При этом, по мнению К.Г. Перелыгина, все исполнительские права передавались руководителю коллектива <2>.

———————————
<1> Гришаев С.П. Смежные права (работа подготовлена для СПС «КонсультантПлюс», 2007).

<2> Перелыгин К.Г Объекты авторского права и смежных прав // Юрист. 2006. N 2.