1. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.
2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.
3. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.
4. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.
5. Работник, исключительное право которого на основании пункта 2 настоящей статьи перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1295 настоящего Кодекса.
6. Правила настоящей статьи также применяются к программам для ЭВМ и базам данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта.
Комментарий к Ст. 1298 ГК РФ
1. Комментируемая статья является новеллой части четвертой ГК РФ и устанавливает особенности распределения прав на произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту, и распространяет свое действие на:
1) литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ;
2) драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения;
3) хореографические произведения и пантомимы;
4) музыкальные произведения с текстом или без текста;
5) аудиовизуальные произведения;
6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
7) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) архитектурные проекты, проекты произведений градостроительства, садово-паркового искусства;
9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
10) производные произведения;
11) составные произведения (за исключением баз данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
По государственному или муниципальному контракту на создание произведения для государственных или муниципальных нужд исполнитель обязуется создать произведение и произвести отчуждение исключительного права либо предоставить права использования произведения государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату. Под государственными нуждами в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ, а под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе проведения открытого конкурса на создание произведения в соответствии с гл. 2.1 Закона о размещении заказов. Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма, введены в Закон о размещении заказов Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4015.
Размещение заказа на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма осуществляется путем проведения открытого конкурса. Положения гл. 2.1 Закона о размещении заказов не распространяются на случаи размещения заказа на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ и баз данных.
Извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией не менее чем за 20 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в случае размещения заказа на финансирование проката или показа национального фильма и не менее чем за 60 дней до дня вскрытия конверта с заявками и открытия доступа к таковым в случае размещения заказа на создание произведения литературы или искусства, исполнение.
В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения:
1) форма торгов;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
3) предмет государственного или муниципального контракта;
4) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
5) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
6) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация;
7) место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к произведению литературы или искусства, исполнению или национальному фильму, создание либо финансирование проката или показа которых является предметом государственного или муниципального контракта.
Наряду с теми сведениями, которые необходимы для иных конкурсов на заключение договоров государственного или муниципального заказа, конкурсная документация в отношении произведений должна содержать:
1) требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
2) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
3) условия финансирования проката или показа национального фильма;
4) требования к описанию участниками размещения заказа произведения литературы или искусства, исполнения либо кинопроекта, если предметом государственного или муниципального контракта являются соответственно создание произведения литературы или искусства, исполнения, финансирование проката или показа национального фильма, и (или) требования к предоставлению проектов (эскизов, макетов, чертежей, изображения и др.) указанных произведений (далее для целей настоящей главы — проект произведения), к демонстрации части исполнения, к предоставлению кинопроекта;
5) критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
6) порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а также порядок, место, срок представления проектов произведений литературы или искусства, демонстрации части исполнения, форму проектов таких произведений, порядок, место, срок представления кинопроекта, если установлено требование представления таких проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов или требование о демонстрации части исполнения. При этом проекты произведений литературы и искусства, кинопроекты представляются участниками размещения заказа одновременно с подачей заявки на участие в конкурсе. Срок демонстрации части исполнения может быть установлен любой со дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе и до дня окончания рассмотрения таких заявок. В конкурсной документации может быть предусмотрено требование повторной демонстрации части исполнения в любой срок со дня начала и до дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
7) порядок и сроки отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки;
8) место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Заказчик, уполномоченный орган вправе предусмотреть в конкурсной документации возможность заключения заказчиком государственных или муниципальных контрактов на создание произведений литературы или искусства с несколькими участниками размещения заказа, если размещается заказ на создание двух и более произведений литературы или искусства.
К конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам — проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса, а также представленных такими участниками проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов, демонстрации части исполнения, если требование о представлении таких проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов, демонстрации части исполнения установлено конкурсной документацией. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 60 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями, которые установлены конкурсной документацией, а именно:
1) художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание либо финансирование проката или показа которых является предметом государственного или муниципального контракта;
2) качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
3) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
4) квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства;
5) цена контракта.
До 1 января 2008 г. нормы, отражавшие правовой режим объектов авторского права, содержались в различных как законодательных, так и подзаконных актах, которые действуют в части, не противоречащей ГК РФ, а именно в Постановлениях Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», от 17 ноября 2005 г. N 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», от 22 апреля 2009 г. N 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности».
В том случае если произведение входит в состав единой технологии, то их правовой режим определяется гл. 77 ГК РФ, а также Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» <1>.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6239.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, обязаны предусматривать в указанных контрактах условие о закреплении в установленном порядке исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин, базы данных за Российской Федерацией в случаях, если:
— результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота;
— Российская Федерация приняла на себя финансирование работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения;
— результаты научно-технической деятельности непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;
— исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности.
В иных случаях закрепление за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности определяется условиями государственных контрактов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Право работника на вознаграждение, предусмотренное п. 5 комментируемой статьи, не переходит по наследству. Наследники имеют право на получение лишь того вознаграждения, которое причиталось автору-наследодателю за созданное произведение при его жизни, но не было ему выплачено.
3. Касательно п. 6 комментируемой статьи, говоря о соотношении норм комментируемой статьи и ст. 1296 ГК РФ применительно к программам для ЭВМ и базам данных, необходимо учитывать, что положения ст. 1296 ГК РФ не подлежат применению, в том числе если создание программы для ЭВМ или базы данных не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом.