Статья 123.28. Имущество религиозной организации

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Комментарий к Ст. 123.28 ГК РФ

1. Религиозные организации (далее РО) являются собственниками имущества, передаваемого учредителями, а также полученного по иным основаниям: в виде пожертвований, доходов от собственной хозяйственной деятельности и т.д. Религиозные организации могут иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущ., необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры (ст. 20 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Законодательством предусмотрена возможность безвозмездной передачи в собственность РО культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Порядок и условия передачи такого имущ. установлены ФЗ от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче РО имущ. религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности".

Также действует ряд подзаконных актов, обеспечивающих реализацию механизма передачи имущ. РО, в частности, Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. N 324 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона "О передаче РО имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", от 26 апреля 2011 г. N 325 "О перечне документов, обосновывающих право РО на получение имущ. религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи", от 12 августа 2011 г. N 678 "Об утверждении Положения о комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений РО о передаче имущ. религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности", от 30 декабря 2011 г. N 1226 "Об утверждении Правил формирования и опубликования плана передачи РО имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности", Приказом Минэкономразвития России от 3 марта 2014 г. N 102 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению РО в собственность или безвозмездное пользование федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущ., соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче РО имущ. религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности".

2. Пунктом 2 комментируемой статьи (равно как и первым предложением п. 5 ст. 21 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях") предусмотрено, что на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Однако при практической реализации данного запрета указанный общий перечень имущ. в расчет не берется, хотя в комментируемой статье и дана ссылка на то, что этот перечень определяется в порядке, установленном Законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

В данной ситуации законодателем применен эффект обычной "матрешки", поскольку во втором предложении п. 5 ст. 21 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" содержится ссылка, что перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством РФ по предложениям РО. Однако за весь период существования указанного Закона такой перечень до настоящего времени не утвержден, что порождает на практике неоднозначные толкования, нередко влекущие за собой противоправные действия в отношении имущ. религиозных организаций. Весьма интересной в этом отношении представляется позиция КС РФ, отраженная в Определении от 19.10.2010 N 1406-О-О, где указано, что положения, устанавливающие судебный иммунитет от обращения взыскания на имущ. РО, имеющее богослужебное назначение, и обеспечивающие тем самым функциональное использование данного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения), ценность которого обусловлена в первую очередь характером такого использования, не закрепляют абсолютную имущественную защиту РО от требований кредиторов и не лишают последних права требовать обращения взыскания на иное имущество, не имеющее богослужебного назначения. Особого внимание заслуживает и точка зрения, высказанная ВАС РФ в Определении от 13.04.2010 N ВАС-3811/10, где указано, что не все имущ. религиозных организаций защищено от обращения взыскания по претензиям кредиторов.

Речь идет о лишь так называемом имуществе богослужебного назначения, то есть таком движимом или недвижимом имущ., которое непосредственно используется при совершении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Отсутствие на сегодняшний день установленного Правительством РФ перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, по мнению ВАС РФ, при законодательно установленном праве РО на соответствующую льготу не должно повлечь за собой ущемление прав и интересов этих организаций, так как данное обстоятельство от них не зависит.

Судебные приставы-исполнители, как полагает ВАС РФ, в случае необходимости обращения взыскания на имущество РО должны самостоятельно в каждом конкретном случае решать вопрос об отнесении этого имущ. к религиозному имущ. богослужебного назначения, исходя из его функциональных признаков и фактического использования. С данным мнением ВАС РФ трудно не согласиться, но только в той части, которая определяет, что отсутствие официально утвержденного перечня видов имущ. богослужебного назначения не должно повлечь за собой ущемление прав и интересов РО.

Позиция же суда о том, что именно судебные приставы-исполнители в случае необходимости обращения взыскания на имущество религиозных организаций должны самостоятельно в каждом конкретном случае решать вопрос об отнесении этого имущества к религиозному имуществу богослужебного назначения, представляется спорной по ряду следующих причин. Во-первых, положениями ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (п. 5 ст. 21) напрямую закреплено, что полномочием определять виды имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, наделены только два субъекта - РО и Правительство РФ, которое по представлению последних и утверждает перечни такого имущества.

Как видим, ни о каких других управомоченных субъектах, в том числе о судебных приставах-исполнителях, здесь речи не идет. Во-вторых, ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 4 ст. 69) установлено, что при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущ., принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущ., изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится. Соотносятся указанные положения и с нормами ч. 2 ст. 79 названного Закона, где указано, что перечень имущ. должника-организации, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается федеральным законом. Исходя из буквального толкования обозначенных норм (в совокупности с нормами ст. 80 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") речь идет только о праве судебных приставов-исполнителей обращать взыскание на имущество должника, но никак не о праве самостоятельного отнесения того или иного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание. Таким образом, полагаем, что до момента утверждения соответствующего перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание, в каждом конкретном случае решать вопрос об отнесении имущества РО к религиозному имущ. богослужебного назначения вправе только суд.

3. Согласно п. 3 учредители не сохраняют ни вещных, ни обязательственных прав в отношении имущ., переданного РО. Отсутствие у учредителей (участников) прав требования в отношении имущ., принадлежащего организации, характерно для большей части некоммерческих организаций. При их ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, по общему правилу, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Полученные некоммерческой организацией доходы также не подлежат распределению среди учредителей (п. 3 ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях").

4. В п. 4 воспроизводится общее правило п. 2 ст. 56 Кодекса, согласно которому учредители и созданные ими организации как самостоятельные участники гражданского оборота, обладающие обособленным имуществом, не отвечают по обязательствам друг друга. Учредители РО не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.