Статья 123.15. Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

1. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

2. Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

3. Положения настоящего Кодекса о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Комментарий к Ст. 123.15 ГК РФ

1. Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Казачьи общества (далее КО) подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в РФ, под которым понимается информационный ресурс, содержащий сведения о КО.

Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых КО, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр КО в РФ. Основными признаками КО являются особый субъектный состав (объединение граждан, проживающих на обособленной территории и являющихся представителями особой национальной группы), цель объединения (сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества и пр.) и добровольное принятие обязательств по несению государственной или иной службы.

2. Ведение реестра КО возложено на Министерство юстиции РФ. Внесению в государственный реестр подлежат общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, соответствует численности, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области ведения государственного реестра КО в РФ (ст. 2 Закона о государственной службе российского казачества).

3. Кодекс не определяет особенностей создания и деятельности КО, управления ими, осуществления прав и обязанностей членов таких обществ. Все эти вопросы должны решаться специальным законодательством.

4. Пункт 2 предусматривает возможность преобразования казачьего общества в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию. ФЗ "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности преобразования КО. Представляется, что такое преобразование, учитывая особенности статуса казачьих обществ, внесенных в единый государственный реестр, принявших на себя обязанность по несению государственной службы, а не созданных исключительно для сохранения традиций культуры и хозяйствования, вряд ли практически осуществимо.

5. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает приоритет ФЗ "О государственной службе российского казачества" перед положениями Кодекса о некоммерческих организациях. Последние применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ. В субсидиарном порядке, если иное не предусмотрено Законом о государственной службе российского казачества. Относительно иных положений ГК, в частности общих положений о юридических лицах и корпорациях, подобного указания нет.