Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.
По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Комментарий к Ст. 1034 ГК РФ
1. Абзац 1 комментируемой статьи устанавливает субсидиарную ответственность правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.
Общие нормы о субсидиарной ответственности установлены ст. 399 ГК РФ. Субсидиарная ответственность правообладателя по договору коммерческой концессии предполагает, что правообладатель несет ответственность дополнительно к ответственности пользователя (основного должника). Контрагент пользователя (кредитор) обязан первоначально предъявить требование к пользователю, и если пользователь (основной должник) откажется удовлетворить требование кредитора или кредитор не получит от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено правообладателю.
Правило комментируемой статьи обусловлено тем, что правообладатель определенным образом, в рамках, установленных ГК РФ, может контролировать деятельность пользователя. Указанный подход законодателя является правильным также и потому, что пользователь, как правило, реализует товары (работы, услуги) потребителям. Это правило оптимальным образом защищает права потребителей, выбирающих соответствующие товары, работы и услуги, в том числе благодаря «имени» правообладателя. Для третьих лиц (потребителей) организация работы производителей товаров, работ, услуг на условиях франчайзинга имеет то значение, что обеспечивается соблюдение определенных стандартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок должен насыщаться качественными товарами, работами, услугами.
Таким образом, суть коммерческой концессии заключается в том, что правообладатель является предпринимателем, а производимые им товары уже широко известны потребителям. При этом правообладатель вполне может осуществлять контроль за деятельностью пользователя, поэтому для правообладателя предусмотрена «повышенная» ответственность за «свою марку» в случае заключения договора коммерческой концессии. Данные правила направлены на защиту интересов потребителей. Комментируемая статья является своего рода гарантом того, что правообладатель проявит предусмотрительность при выборе пользователя по договору коммерческой концессии, а также будет контролировать качество производимых пользователем товаров (работ, услуг).
2. Абзац 2 комментируемой статьи устанавливает солидарную ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя.
Общие правила, регулирующие эти отношения, установлены ст. ст. 322 — 324 ГК РФ. Кредитор (потребитель) вправе предъявить требования по своему выбору к любому из должников (правообладателю или пользователю) как полностью, так и в части долга. Исполнивший должник получает право регрессного требования к оставшемуся солидарному должнику.
Отметим, что договор коммерческой концессии по своей правовой природе близок к лицензионным договорам о предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации. По договору коммерческой концессии предоставляется комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий в себя в первую очередь право на товарный знак и знак обслуживания.
Как и в правилах ГК РФ о коммерческой концессии, так и в положениях Кодекса о лицензионном договоре закреплено правило о солидарной ответственности. Так, согласно п. 2 ст. 1489 ГК РФ по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность. на лицензиате лежит обязанность обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия.
В обоих случаях (ст. ст. 1034 и 1489 ГК) солидарная ответственность правообладателя предусмотрена только к изготовителю товаров. За деятельностью такого лица правообладатель вполне может, а по правилам ГК РФ даже обязан осуществлять такой контроль (абз. 4 п. 2 ст. 1031 ГК), если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное. Наличие правила о солидарной ответственности является гарантией соблюдения законодательного требования о соответствии качества производимых пользователем на основе договора товаров качеству аналогичных товаров, производимых непосредственно правообладателем (абз. 3 ст. 1032 ГК).
Следует также отметить, что в абз. 2 комментируемой статьи используется понятие «продукция», а не просто «товар». Понятие «продукция» охватывает как товар в форме вещей (т.е. предмет по договору купли-продажи), так и товар в форме работ, представляющих собой действия по созданию новых материальных объектов <1>.
———————————
<1> См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2006 // СПС «КонсультантПлюс».
Перечень требований, предъявляемых к пользователю как изготовителю продукции, довольно-таки широк. Как уже отмечалось, продукция (товар), как правило, реализуется потребителям, поэтому указанные отношения регламентируются и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», который содержит более широкий перечень требований, по сравнению с общими правилами ГК РФ о договоре купли-продажи, предъявляемых потребителями.
Кроме того, правообладатель и пользователь несут солидарную ответственность и за вред, причиненный вследствие недостатков продукции, произведенной на основании договора коммерческой концессии согласно правилам ст. ст. 1095 — 1098 ГК.