1. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме.
Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
2. Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.
Комментарий к Ст. 1028 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает письменную форму договора коммерческой концессии. Законодатель подчеркивает юридическую значимость данной формы, установив, что несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность и в силу прямого указания в п. 1 настоящей статьи такой договор считается ничтожным. При этом речь идет о заключении договора путем составления одного документа, подписанного сторонами, а не об обмене сторонами документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).
Необходимость составления сторонами одного документа обусловлена главным образом тем, что в силу п. 2 комментируемой статьи договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации.
До внесения изменений в гл. 54 ГК РФ (в связи с принятием и вступлением в действие с 1 января 2008 г. части четвертой ГК) регистрация производилась органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качества правообладателя.
Если правообладатель был зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии производилась органом, осуществлявшим регистрацию юридического лица (предпринимателя), являвшегося пользователем. Соответственно, регистрация договоров коммерческой концессии осуществлялась налоговыми органами <1>.
———————————
<1> В судебной практике встречались дела, когда сторонами заявлялись требования о проверке возможной фальсификации регистрации договора коммерческой концессии в налоговом органе. См., например, Постановление ФАС Московского округа от 19 апреля 2010 г.
По-другому определялась судьба договора коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством (имелись в виду изобретения, полезные модели, промышленные образцы), а также на товарные знаки: договор подлежал регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. При несоблюдении требования о регистрации такого концессионного договора последний считался ничтожным.
После внесения изменений в гл. 54 ГК РФ (Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) любой договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Роспатенте <1>. Несоблюдение данного требования влечет ничтожность договора коммерческой концессии. Изменение органа, осуществляющего регистрацию договора коммерческой концессии, было связано в том числе и с изменением предмета договора, исключившего возможность передачи фирменного наименования как неразрывно связанного с юридическим лицом, обладающим вполне определенной организационно-правовой формой.
———————————
<1> В период перехода к новому правовому регулированию в одном конкретном деле было предъявлено требование к налоговому органу провести государственную регистрацию договора коммерческой концессии по документам, представленным на регистрацию в последний рабочий день 2007 г. Суд, рассматривавший дело, пришел к выводу, что, зарегистрировав договор коммерческой концессии после 1 января 2008 г., инспекция ФНС России фактически выйдет за рамки установленных законом полномочий, но разъяснил, что возможность законной передачи фирменного наименования законодатель оставил, если оно используется правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения в товарном знаке или знаке обслуживания (Постановление ФАС Московского округа от 1 декабря 2008 г.).
2. Действующая редакция комментируемой статьи сняла многие спорные моменты, которые были предметом научного анализа в целом ряде работ <1>. Так, содержавшееся в прежней редакции данной статьи правило о том, что в отношении с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации, вызвало вполне обоснованную критику, поскольку заключение данного вида договора преследовало цель получения юридической возможности пользователю выступать «под именем» (или от имени) правообладателя как раз и именно перед третьими лицами.
———————————
<1> Подробнее см: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. С. 1002; Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. Екатеринбург, 2005. С. 110; Райников А.С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009.
Впрочем, считать окончательно решенным вопрос о регистрации договора коммерческой концессии было бы преждевременно. Так, уже сейчас делаются предложения о необходимости введения дифференцированного подхода к возложению на стороны обязанности по регистрации договора в зависимости от состава предоставляемого комплекса исключительных прав. В частности, предлагается закрепление обязательной регистрации только для тех договоров коммерческой концессии, по которым предоставляется право на использование объектов, сделки с которыми подлежат обязательной регистрации в соответствии с нормами части четвертой ГК РФ (тогда не потребуется регистрировать договоры в отношении коммерческого обозначения и ноу-хау и будут сняты не всегда оправданные препятствия, сдерживающие развитие франчайзинга в России <1>). Впрочем, подобные опасения вполне могут быть устранены, если сроки проведения Роспатентом регистрационных процедур не будут затягиваться.
———————————
<1> Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации». Паспорт проекта Федерального закона N 392449-5 «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации».